Автомобилист вышел на вершину, не следуя трендам КХЛ.

Хоккеисты из Урала добиваются успеха благодаря практичному подходу в игре.

Водитель провел спокойное межсезонье после исторической бронзы. В то время как в «Ак Барсе», «Салавате Юлаеве», СКА и ЦСКА происходили большие перемены, состав уральцев остался практически неизменным. Уход Сергея Широкова и Алексея Макеева заметен, но 90% команды, остановившейся в одном шаге от финала, сохранилось. Эта стабильность казалась преимуществом на фоне конкурентов.

После десяти игр сезона «Автомобилист» лидирует на Востоке с небольшой разницей. Пропущено всего шестнадцать шайб, половина из которых пришлась на две гостевые игры в Нижнем Новгороде и Уфе. Вратари «Автомобилиста» оформили три «сухаря», а вчера были очень близки к четвертому. Защита в последних четырёх выездных матчах не пропустила ни одного гола в равных составах и даже вчетвером: все шайбы пришлись в ворота в формате «3 на 5». В чем же сила команды Николая Заварухина?

«Автомобилист» тактически выступает настоящим хамелеоном. В прошлых сезонах гостевая модель игры значительно отличалась от домашней, но в текущем году различие максимально очевидно. Гостевые матчи «Автомобилиста» в этом сезоне сложно наблюдать: так играют противники у «Локомотива». Однако команда Игоря Никитина почти всегда стремится играть агрессивно: екатеринбуржцы в гостях преимущественно строят насыщенную среднюю зону, где игроки всегда навязывают борьбу оппоненту и чаще выигрывают единоборства. При необходимости «Автомобилист» может даже не откатываться, а убивать время за счёт стерильного владения в чужой зоне — попробуй отбери шайбу у мастеровитых форвардов топ-6.

Анатолий Голышев

Фото: Антон Басанаев, photo.khl.ru

В домашних матчах «Автомобилист» демонстрирует совершенно иной хоккей. Разгром «Салавата» (6:1) начался с мощного первого периода, где было и давление, и подключения защитников под ворота, и быстрые атаки. В домашних играх можно увидеть настоящий тотальный хоккей, и есть ощущение, что тренерский штаб хочет видеть такую игру в позиционной атаке. В прошлом году атаки «Автомобилиста» часто сводились к броскам от синей линии и попыткам забить с пятака. Для лидеров команды такой стиль не самый удобный, а нижним звеньям было комфортно, но не хватало класса в реализации. Теперь самые высокооплачиваемые игроки могут показывать свои лучшие качества.

Спецбригады, сыгравшие ключевую роль в плей-офф прошлого года, не исчезли. Статистику команды испортили только отрезки игры втроём — вчетвером «Автомобилист» пропускал лишь дважды, и обе шайбы были заброшены в Уфе. Герои прошлогодней спецбригады остались на своих позициях: защитники «Авто» не теряют позицию и словно примагничивают шайбу к себе, а форварды качественным прессингом разрушают чужие атаки, принимают простые и правильные решения. Большая часть «Автомобилиста» звенит чуть слабее, но процент реализации всё равно около 20%, а моменты создаются.

Хоккеисты, прежде находившиеся в тени, демонстрируют заметный прогресс. Сергей ЗборовскийНесколько лет назад выглядел не самым топовым домоседом, теперь превратился в мощного двустороннего защитника, способного разогнать атаку и соорудить голевой пас в меньшинстве. Без энергии Максима Денежкина сложно представить четвёртое звено: форвард словно воплощает лучшие качества ярославской школы с её цепкой игрой в обороне и неуступчивостью в любом моменте. Владимир Кузнецов соорудил роскошный гол в Новосибирске и доказывает, что со своей жёсткостью и классным броском может стать идеальным партнёром для давней связки Валк — Мэйсек.

Итого, у «Автомобилиста» самый сильный дуэт вратарей. За резервными игроками, выступавшими в финале вместо Набокова и Исаева, хватает опыта. Евгений Аликин, и Владимир ГалкинМогут занимать первые места в любых клубах. КХЛИгровое время распределено почти равномерно. Многие опасались, что Аликин не адаптируется к игре в большом клубе после «Амура», но Евгений ничуть не потерял в уровне по сравнению с Хабаровском. Галкин, пожалуй, пересидел в ВХЛ, однако на нём это никак не сказалось: вратарь очень прибавил в уверенности и спокойствии по сравнению со своими первыми играми. Оба голкипера негабаритные по современным меркам, но очень быстрые, с хорошей реакцией. Заварухин отметил работу тренера вратарей Вадима Тарасова.

Владимир Гaлкин

Фото: Светлана Садыкова, photo.khl.ru

Что пока получается плохо на старте? Больше ждали от двух новичков — Брендана Лайпсика и Ника Меркли, которые на двоих набрали лишь семь очков. Натурализованный канадец сейчас выходит в первом звене — и видно, что у него светлая голова, руки ничего не забыли. От Брендана можно увидеть интересные решения и нестандартные ходы — проблема словно бы в синхронизации игры с уже устоявшейся связкой Да Коста — Голышев. Меркли же будто вообще в игру не вписывается, хотя в большинстве он моментами бывает полезен. Можно сказать и по-другому — «Авто» ещё имеет резервы с такой игрой новичков.

На старте сезона «Автомобилиста» можно взглянуть с некоторым скепсисом. Календарь команды был не самым трудным: из 10 матчей четыре пришлись на соперников, которые в прошлом году не попали в плей-офф, плюс была игра с потухшей с середины прошлого чемпионата «Ладой». Сможет ли команда возводить ловушки в средней зоне в играх с более мастеровитыми командами? В прошлом году екатеринбуржцы также хорошо начинали — и два года назад тоже. Первые матчи при Билле Питерсе были атакующим ураганом.

Останется ли команда вне привычного осеннего спада? По сравнению с предыдущими годами, минувший сезон не представлял собой настоящего кризиса. И игроки, и тренеры в интервью подчеркивали, что спадом это назвать нельзя, но реальность такова: перед паузой на Матч звезд «Автомобилист» проиграл 13 матчей из двадцати, заработал лишь 40% очков за этот период и упал до седьмого места Востока, выглядя при этом совершенно безразличным. Некоторые СМИ даже предполагали отставку Заварухина. Одно точно известно: в раздевалке не все шло гладко. В итоге все завершилось благополучно, но клубу необходимо научиться избегать ловушек, которые с удовольствием разбрасывают в середине чемпионата.

«Автомобилист» будто бросает вызов трендам, которые сложились в лиге прошлым годом. Говорите про атаку и скорость? Мы же отдаём предпочтение строгому, но результативному сверхпрагматизму. Все стремятся к молодёжи и искусственно омолаживают состав? В Екатеринбурге даже после ухода ветеранов весной собрана одна из самых возрастных команд. КХЛВремя подчёркнёт, каким окажется этот нестандартный подход в новом сезоне.