
Трудно определить, когда появилось прозвище «сладкая булочка» в хоккейной лексике. Один из журналистов его использовал — и оно сразу прижилось. После этого несколько команд лиги побывали в хлебопекарном цеху, но едва ли не первой этот позорный титул получил «Автомобилист» — примерно в 2021 году, когда команда Билла Питерса распалась в ходе сезона.
«Автомобилист» выходил в плей-офф подобным же образом — прошлый сезон с «Металлургом» только укрепил репутацию клуба как некубкового. Регулярный чемпионат 2023/2024 получился одним из самых слабых в истории клуба — не плохим, нет, мало что может сравниться с сезоном с семью победами десятилетней давности. Однако тогда, например, впервые Никита Трямкин получал большие минуты на взрослом уровне, и почти в каждом регулярном сезоне «Авто» до этого можно было найти запоминающиеся детали.
В этой ситуации зацепиться было некуда. Не наблюдалось безумного безголового хоккея Питерса с его качелями в обе стороны, успешной борьбы за первое место с длинной серией побед, успешного развития многочисленной молодёжи, комбинационного стиля игры, как в Череповце или в Нижнем Новгороде. Самые лучшие слова, описывающие эти полгода — «Автомобилист» существовал. Некоторые матчи (1:5 от «Амура», 1:4 от минского «Динамо», 2:5 от «Куньлуня») оставляли ощущение тотального безвыхода.
Можно вспомнить слова директора клуба Максима Рябкова во время паузы на Матч звёзд: Николай Заварухин остаётся тренером, а Сергей Широков — капитаном.
После серии побед последние полтора месяца сезона стали тусклыми. Если 28 февраля часть экспертов верила, что в первом раунде пройдёт такой же слабый «Ак Барс», то представить, что «Автомобилист» остановится в одной шайбе от первого финала в истории, могли лишь самые ярые оптимисты. Невнятная игра и слухи, гулявшие в кулуарах, нагнетало пессимизма. Но сработал старый штамп: самый тёмный час наступает перед рассветом.

Анатолий Голышев
Фото: РИА Новости
«Автомобилист» весь сезон накапливал страсть, эмоцию, задор и готовность к камбэкам, чтобы сконцентрировано выдать их в решающие полтора месяца. Можно было бы сказать, что команда так «готовилась к плей-офф», но в прошлые годы после насыщенных концовок регулярки никаких чудесных преображений не происходило. Сложно говорить про психологию коллектива, не находясь в нём каждый день. Про чисто тактические элементы в плей-офф написано немало: называть «Автомобилист» «автобусом» нелепо. Несмотря на то что команда весь плей-офф чётко играла, получая преимущество в счёте, могла и запрессинговать соперника, и задушить в средней зоне, и поддавить вертикальной атакой, и раскатать позиционно.
Анатолий Голышев неоднократно во время плей-офф заявлял о 25 героях в раздевалке, но по статистике главным героем стал он сам, набрав 18 (9+9) очков. Этот результат включает первый хет-трик игрока в плей-офф (и лишь второй в… ) КХЛГол в ворота «Ак Барса», четыре очка в одном матче с «Металлургом» и высокий уровень игры на протяжении всего плей-офф — в большинстве составах, равных составах, как снайпера, так и плеймейкера.
Это удивительно в свете развития карьеры Голышева. Лучший сезон форварда по набранным очкам – чемпионат 2015/2016 под руководством Андрея Разина, когда 15-й номер «Автомобилиста» громко заявил о себе. После этого Голышев не пробивал отметку в 20 шайб за сезон, съездил в «Айлендерс», где его сняли с потенциально дебютной игры в НХЛ. В трёх последних сериях плей-офф до этой весны у Голышева 0 шайб (правда, мешали травмы), в этом сезоне – лишь 10 голов, из которых четыре пришлись в ворота не попавших в плей-офф команд. Это лишний раз подчеркивает, как чудесно преобразилась команда этой весной.
Успех «Автомобилиста» во многом обусловлен прогрессом игроков из нижних звеньев. Болельщики уже были знакомы с бойцовскими качествами Степана Хрипунова и Андрея Обидина, но вопросы возникали к их результативности в атаке (в первую очередь претензии по реализации высказывались к Степану). В плей-офф оба игрока, играющие за «Авто» длительное время, были объединены в одном звене и продемонстрировали умение превращать свою настойчивость в голы, или же создавать моменты для шайб своей силой.
В решающий момент себя проявили и те, кто в сезоне почти не играл. 19-летний Артём Каштанов в плей-офф стал получать время в четвёртом звене, когда клубу надо было заявить семь взрослых защитников, и габаритный форвард заметно оживлял игру своего сочетания. Семён Кизимов почти весь сезон из-за травмы пропустил, но в плей-офф давал энергии второму звену и старался приносить пользу в каждой смене. Максим Денежкин много времени отсутствовал — в седьмой игре он чуть не спас «Автомобилист», а до этого вписался в четвёртое звено как влитой. Может, этот плей-офф заставит руководство «Авто» дать больше времени выпускникам своего же фарма, которые до этого сезона по большей части мариновались?

Максим Денежкин
Фото: Юрий Кузьмин, photo.khl.ru
Возможно, одной из причин такого изменения является истечение контрактов у большинства игроков команды. Приведён список свободных агентов из числа тех, кто участвовал в плей-офф хотя бы в одном матче.
- ОСА:В. Галкин, Н. Денежкин, З. Журавлев, З. Зборовский, Н. Каштанов, Н. Кузнецов, Н. Кизимов.
- НСА:Баранцев, Волк, Голышев, Макеев, Мэйсек, Романцев, Хрипунов, Широков, Эберт.
Список очень большой. «Автомобилист» к тому же являлся одной из самых возрастных команд сезона. КХЛНе имеет смысла держать неограниченно свободными всех агентов. Особенно это касается легионерской связки. Волк и Мэйсек завершили плей-офф с общей полезностью «-19», забив на двоих две шайбы. Натурализованный казахстанец всю регулярку не показывал привычной игры, Волк играл мужественно со шрамом, но терялся в первых двух раундах. Мэйсек же, видимо, уже больше думает о семье, где недавно случилось пополнение, и о возвращении домой: для него это уже пятый сезон в Екатеринбурге.
Коллеги сообщают о достигнутой договоренности с Голышевым о продлении контракта, так как он, по всей видимости, не собирался уходить далеко. Вероятно, контракт будет продлен и с уроженцем Новоуральска Макеевым, после чего клубу откроется простор для действий. «Автомобилист» традиционно приглашает иностранцев, и после решения ФХР может заполнить сразу четыре вакансии новыми игроками. Другое постоянное направление клуба — НСА с именем, и уже ходят слухи об интересе к Егору Коршкову.
В плей-офф успех принёс людям, прошедшим школу клуба или игравшим в низших лигах по небольшим контрактам. «Автомобилист» в прошлом межсезонье не стремился к звёздам, и сейчас после первых медалей лучше поставить на молодых игроков, впервые за долгое время потратиться на выкуп ОСА. Плей-офф показал, что воля и характер важнее мастерства и бомбардирских рекордов.