Фабио Мастранджело: мечта о постановке «Аиды» на «Газпром Арене»

Известный итальянско-российский дирижер поделился с «Советским Эхом» своими чувствами по поводу спорта, отношений с Манчини и достоинства Капелло.

Фабио Мастранджело входит в десятку самых популярных дирижеров мира. Ученик Леонарда Бернстайна создал блестящую карьеру. Достижения и награды 56-летнего уроженца Бари занимают несколько страниц. Ограничимся его действующими рабочими статусами: художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра петербургского театра «Мюзик-Холл», приглашенный дирижер Мариинского театра, главный приглашенный дирижер театра «Карло Феличе» в Генуе, дирижер симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония»…

Более двадцати лет назад Мастранджело приехал в Россию и стал символом Санкт-Петербурга, подобно великим соотечественникам Трезини, Растрелли, Кварнеги и Росси. В сети множество интервью о творческом пути Фабио и его любви к России, а мы решили поговорить о фанатичном отношении к спорту.

Знакомство с Фабио произошло на матчах баскетбольного клуба «Зенит», через пару недель мы оказались в его кабинете.

После проигрыша бразильцам в финале чемпионата мира 1970 года я избавился от болевых ощущений лишь в 1982.

Друг детства, живущий теперь в Италии, сказал мне во время разговора, чтобы я правильно произносила фамилию — МастрАнджело, ударение падает на второй слог.

Верно, но в России больше принято произносить имя с ударением на «Е» — МастранджелО.

Установим этот стандарт и будем его придерживаться. Перейдём к спорту. Когда ты впервые был на футбольном матче?

Очень рано. В Италии это бесспорно спорт номер один, поэтому знакомство происходит в самом раннем возрасте. Когда было 4,5 года, уже смотрел ЧМ-1970 в Мексике. На юге Италии большой редкостью было просто иметь телевизор, а у семьи их было два. В доме всегда собиралась большая толпа людей, а иногда даже приезжали из соседних сел. Пусть это и было более 50 лет назад, но прекрасно помню эти дни, как будто это было вчера. Каждую ночь, так как разница во времени с Мексикой была шесть или семь часов, собирались у дома и смотрели матчи того чемпионата. В полуфинале сборная играла против немцев. Ривера, Маццола, Рива против Мюллера, Бэккенбауэра, Оверата. >.

Бонинсенья, Добавляем автора единственного гола Италии в финале того турнира.

Бонинсенья. Фантастическая команда и фантастическая игра. Помню, когда сосед по фамилии Фиоре, с сыном которого я дружил, очень переживал по поводу футбола. Когда в полуфинале Германия вышла вперед после гола Мюллера, господин Фиоре чуть было не получил инфаркт. Говорил, что уходит, так как дальше смотреть не может.

Фабио Мастранджело в детстве.

В Италии принято смотреть футбол на кухне. Несмотря на то, что наша квартира занимала площадь 180 квадратных метров, мы все собрались на небольшой кухне. Через несколько минут Бургнич сравнивает счет, и отец говорит: «Пойди и скажи Фиоре, что мы сравняли!». Фиоре быстро спустился к нам и досмотрел этот победный матч, который выиграли 4:3. Думаю, это была хорошая тренировка для сердца. Кто досмотрел матч до конца, тот обладал поистине крепкой сердечной мышцей. В целом это был очень крутой Чемпионат Мира, думаю, один из лучших в истории.

Как отреагировали на проигрыш Бразилии в финале?

Было очень больно. Как ребенку, мне было обидно из-за случившегося. Отец же воспринял это философски, потому что понимал, что эмоционально Италия осталась в полуфинале и сил на финальный матч не хватило. Не считая того, что сборная Бразилии была просто невероятной! Эту боль я отпустил только в 1982 годуКогда мы победили Бразилию со счётом 3:2, Паблито — Паоло Росси — возместил долг сборной Селесао.

Какой поединок хранит самые болезненные воспоминания?

Финал Чемпионата Европы 2012 года. Италия проиграла Испании со счетом 0:4. Это была очень плохая игра для всех. Сейчас скажу одну вещь, понятную каждому искреннему любителю спорта. Вспоминаю полуфинал чемпионата мира 2014 между Германией и Бразилией. Никогда не смогу воспринимать такие игры, как эта, да и поражение Италии от Испании в финале Евро.

В спорте соперники могут быть неравны. При встрече с известным противником нужно его уважать. Победа со счётом 3:1 или 4:1 завершает матч. После третьего или четвёртого гола поведение Бразилии показывало, что всё закончилось. Зачем нужны были пятый, шестой, седьмой забитый мяч? Это похоже на наказание, издевательство. Такая же ситуация в боксе, когда один боксёр бьёт уже побеждённого соперника.

Все фанаты ожидают зрелищный финал поединка.

Это не сравнимо ни с чем. После такого удара бой завершается. С одной стороны, нравится бокс, а с другой — мне, как пацифисту, эта отрасль крайне сложна для восприятия. Понимаю, что человек очень легко может остаться навсегда…

Не любите бокс? А что скажете о знаменитой итальянской боксёрской школе с такими известными именами, как Пинто, Руссо, Олива, Стекка и Камарелле?

В Италии бокс пользовался неизменной любовью. Все следили за выступлениями Нино Бенвенутти (Доменико Бенвенутти — олимпийский чемпион 1960 года, член Зала славы бокса). Прим. «СЭ»Отец, всё тот же господин Фиоре и я часто любовались битвами после того, как Нино стал профессионалом.

Мать, конечно же, на нас сильно кричала из-за ночных посиделок и криков, но для всех Нино был итальянским Мохаммедом Али. Возвращаясь к нокаутам. Это факт, который легко принять: раз — и бой окончен, пожали друг другу перчатки и разошлись. А в футболе в конце концов какая разница, победишь ты 4:1 или 10:1? Бразилия — хоть и не моя команда, но я очень переживал за результат. Мы очень уважаем бразильцев, и думаю, что это взаимно. Хочется, чтобы однажды Бразилия обыграла Германию со счётом 7:1 или даже 8:1.

Манчини посещал мои выступления.

Как много матчей серии А вы посетили?

Я появился на свет на юге Италии, в городе Бари. Команда нашего города нередко выступала в серии В, иногда поднимаясь в серию А. На матчи «Бари» я ходил с шестого класса. К тому времени мои друзья уже часто посещали игры и решили познакомить меня с этим занятием. Дома я сказал, что буду у друга в гостях, но на самом деле отправился на стадион. Тогда футбольные матчи проводились только по воскресеньям. Позже стали проводить и по субботам, а также в другие дни недели. Мне кажется, что это лишило ощущение предвкушения игры.

Вы считаете, что раньше проведение матчей было лучше? Нужно было спросить у человека, который много общается с публикой.

Мне кажется, что да. Никто не мог даже предположить, что сыграть вничью будет достаточно. Возможно, тогда было более «по-настоящему». Так вот, в возрасте 11 лет я попал на игру «Бари». Не помню, против кого играла команда, но зато помню всех игроков. «Петушки» (прозвище «Бари»). Прим. «СЭ»Тогда команда была очень сильной, а Ардуино Сигарини выступал лучшим игроком.

По тем временам играть могли только итальянцы, потому мы всех знали и любили. Команда выступала на… Stadio della VitoriaБольше его не существует. Думаю, около шестидесяти игр «Бари» я посмотрел. Поскольку музыка всё больше занимала моё время, походы на стадион стали реже. Правда, я бывал и на новом стадионе — Stadio San NicolaСтадион был построен к чемпионату мира 1990 года. Архитектор Ренцо Пиано спроектировал его так, что даже через 32 года он кажется современным.

Встретились ли вы когда-нибудь с такими знаменитыми игроками клуба из Бари, как Антонио Кассано, Леонардо Бонуччи, Игорь Протти и Николо Аморузо?

Был малознаком с футболистами, но хорошо знал президента клуба Антонио Маттарезе. Прим. «СЭ»). Чуть позже он стал президентом Итальянской федерации футбола.

В России работали три итальянских тренера с приставкой «топ»: Фабио Капелло, Роберто Манчини и Лучано Спаллетти. Знакомы ли вы с кем-либо из них?

Познакомился с Фабио и Роберто. С Фабио — лишь поверхностно, а Роберто несколько раз посещал этот кабинет. Часто бывал на моих концертах.

Роберто Манчини и Фабио Мастранджело.

Есть ли у вас в памяти запоминающаяся история про Манчини?

Из-за несчастного для меня отсутствия сборной Италии на Чемпионате мира по футболу 2018 года я решил создать театральный абонемент под названием «Битва титанов». Идея заключалась в соревновании самых известных оперных композиторов, как будто они играют в футбол на своем собственном мировом форуме. Выбрал восемь композиторов: Верди против Пуччини, Массне против Бизе, Россини против Доницетти и Чайковского против Римского-Корсакова. Наши слушатели выбирали победителя в каждом матче до тех пор, пока не остался один победитель.

Собравшись на ужине у моего друга, генерального консула Италии, я познакомился с Роберто и решил попросить его открыть подписку. После звонка он охотно согласился. Публика на первом концерте «Чемпионата» была поражена видом Роберто на сцене.

Капелло — великий игрок, но неудачно сложилась судьба его поколения.

Чем порадует Фабио-музыканта стадион?

Много раз посчастливилось бывать на стадионах в разных странах — Германии, США, Канаде, Франции, — где смотрел не только футбол, но и американский футбол, и бейсбол. Среди всех выберу тот, на котором так и не удалось побывать, — «Стад де Франс» в Париже. В 2005 году там была поставлена опера Пуччини «Турандот», и звучала она великолепно.

Я много лет мечтал поставить оперу Верди «Аида» на «Газпром Арене», и этой мечте почти удалось сбыться. Это было в 2014 году, но политические и экономические события в мире не позволили осуществить этот замысел. Курс рубля к евро поставил крест на всех наших планах. Дальше мы с Юлией Николаевной… Прим. «СЭ») вели переговоры с Амфитеатр в Вероне, возведённый около 30 года нашей эры, является действующей и популярной концертной площадкой. Прим. «СЭ»В этот период я занимался многочисленными постановками, где руководил музыкой. Было уже решено, кто прибудет выступать, состав оркестра был известен. После этого курс евро удвоился, вследствие чего вести переговоры утратило смысл.

В какой момент баскетбол вошёл в вашу жизнь?

Я уже говорил, что футбол – самый популярный спорт в Италии, но в баскетболе я начал играть раньше. Помню фамилию тренера, который познакомил меня с этим видом спорта: Томасиккьо, не очень распространенная итальянская фамилия. Он был лидером среди лидеров, человеком, умевшим вдохновить и повести за собой кого угодно. Его рост превосходил всех остальных, а баскетбол он любил безумно. В этом случае тренер должен быть как дирижер.

Дирижер может многое знать о истории музыки, понимать её глубину, чувствовать гармонию, знать агогику и другие элементы. Если дирижер неинтересен как личность, то оркестр не будет играть гармонично. Мне кажется, что в спорте ситуация такая же, особенно в баскетболе. Игра руками и ногами — самое простое различие между видами спорта, так скажет любой. Полюбил я баскетбол в то время, так как противостоять напору господина Томасиккьо было невозможно: он мог привить любовь любому, кто к нему попадал. Музыканты говорят о мне, что я постоянно доказываю свою любовь к музыке. Так и хороший тренер должен постоянно показывать свою любовь к игре.

Что привлекает тебя в баскетболе?

Мне кажется, что у баскетбола есть одно неоценимое преимущество перед другими видами спорта. В матче «Зенит» — ЦСКА, на который я недавно пошёл, последняя минута игры длилась все десять: тайм-аут, тайм-аут, технический фол, пауза. До самого последнего момента нельзя было сказать, что ЦСКА выиграет. В такие моменты может проявиться личность тренера. Тайм-ауты берутся не только для одной команды, соперник также может исправить ситуацию или же не дать противнику изменить ход встречи. Поэтому в баскетболе фигура тренера настолько важна и заметна.

Фабио уже два года посещает матчи футбольного клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга и стал участником предматчевых программ. В последнее время к нему присоединяется старший сын. Стефан На трибунах проявляется активная поддержка Ричарда Соломона.

Фабио Мастранджело, стоящий справа налево, присутствует на баскетбольном матче.

Есть ли у вас запоминающиеся моменты из баскетбола?

В то время просмотр итальянского баскетбола был истинным удовольствием.
Домашний чемпионат разделял болельщиков, а выступления команд на европейской арене всех объединяли. В памяти особенно врезалась игра «Скьяволини» (двукратный чемпион Италии, обладатель Кубка Сапорты сезона-1982/83). —
Прим. «СЭ»и сверкающий Дино Минегин (серебряный призёр Олимпийских игр, член Зала славы ФИБА). Прим. «СЭ»).

В баскетболе и футболе у меня настала длительная передышка из-за нехватки времени. Вернулся к футболу по приезде в Россию.
Посмотрел игру «Ювентуса» против «Зенита» в Лиге чемпионов, Кубок Конфедераций и, конечно же, чемпионат мира.
Увидел матч «Россия — Финляндия», а Фабио Капелло однажды пригласил меня на игру сборной в Москве, где победили Португалию (1:0). Тогда друзья и болельщики сказали мне: «Фабио, всегда приходи на матчи сборной, с тобой мы побеждаем».

Фабио Капелло великий? Необходимо было задать несколько вопросов, которые могли быть восприняты российскими болельщиками как провокационные.

Великий. Помимо его игры за «Милан» и «Ювентус», все помнят выступления за сборную. Капелло — один из выдающихся игроков «Скуадра адзурра» наряду с Роберто Беттега, Франческо Грациани, Франко Каузио. Кстати, про Каузио — до сих пор спорят, на какую гласную ставить ударение. Факетти, Мацолла, Рива, Ривера, Росси, Конти были величайшими, а Капелло был не менее классным игроком. Фабио немного не повезло на ЧМ-1974 (сборная Италии на том мундиале даже не вышла из группы). Прим. «СЭ»Тот сборный команде совсем не повезло выступать после великой команды 1970 года.

В Италии фанатизм — ужасная вещь: поддержка вечна, но при поражении всё может выйти из-под контроля. Капелло оказался под острой критикой. Фабио всегда пользовался уважением, играл очень стильно, элегантно. Такие футбольные аристократы всегда были в сборной. Роберто Баджо был таким же, как и Беттега, которого никогда нельзя было уличить в грязной игре.

Я никогда не соглашусь, когда судьи влияют на ход игры.

Какой из тысяч концертов запомнился бы зрителям Фабио?

Трудный вопрос. (Вздыхает.Вкус меняется со временем не из-за того, что раньше нравилось, а сейчас нет. Происходит развитие вкусов и предпочтений. Я уже смотрю на вещи не как студент, а как профессионал. Судьба подарила мне возможность побывать на эпохальных концертах: Сэйдзи Одзаву и Даниэля Баренбойма я слушал лично. Но больше всего вдохновлялся Леонардом Бернстайном. В декабре 1989 года маэстро Бернстайн играл Девятую симфонию Антона Брукнера с Венской филармонией.

Неужели через год после учебы у Бернстайна…

Фабио Мастранджело.

Какой концерт из тех, которые Вы вели с подиума, был самым запоминающимся?

Желаю многих прекрасных концертов в будущем. Смеется.В декабре 2006 года я дирижировал в Большом зале Санкт-Петербурга концертом фестиваля «Площадь искусства». Этот концерт для меня особенно значим, потому что вместо Юрия Темирканова дирижировал именно я. Это был первый случай, когда молодой дирижер руководил оркестром филармонии. Цитирую Юрия Хатуевича: «Дирижерская карьера начинается только в 50 лет». Мне было на тот момент 41 год, что по меркам нашей профессии очень мало. Особенность ситуации заключается в том, что о моей роли в этом концерте сообщили мне только в 10.30 утра, то есть менее чем за девять часов до концерта!

То есть вы даже не знали программу?

Программа была мне знакома, поскольку я присутствовал на всех репетициях. Это облегчило мою задачу, но внутри чувствовал себя не очень комфортно. У меня был достаточный опыт к тому времени, поэтому я сохранил спокойствие. Зная, что публика ожидает увидеть Темирканова, а получила Мастранджело — это невероятно! Я выдержал давление, и можно сказать, что моя стремительная карьера в России началась именно тогда.

Изображение стола, на котором находятся иконы. Автор снимка — Александр Невзгода.

Чем публика в России отличается от итальянской?

В Россию я впервые приехал в 1999 году. В Италии к тому времени знание и понимание классической музыки, оперы, балета было достаточно большим. Даже люди без специального образования и представления о строении музыки могли воспринимать эмоции и переживания от прослушанного произведения. Сейчас ситуация ухудшилась. Во-первых, в Италии сумасшедшие цены на билеты. Говорят, что в России они высокие, но вы не видели стоимость концертов в Италии! Там нормой является платить большие деньги за искусство. Во-вторых, даже среди тех, кто готов платить большой прайс, далеко не все заинтересованы в искусстве. Либо власти кардинально изменят ценовую политику, либо перспектива заниматься музыкой, балетом, оперой, опереттой пропадет. На Апеннинах искусство стало развлечением для избранных.

В России число людей, разбирающихся в классической музыке, остается высоким. Искусство должно быть доступно всем. Несмотря на сложности, Россия переживает благоприятный период для развития спорта и искусств. Мы движемся вперед!

Строгие убеждения опираются на традиционные нормы поведения. Вы нарушаете собственные установки?

Я считаю, что нет. Родители подарили мне прекрасное воспитание. Общительность была одним из моих самых развитых качеств, что очень помогло в становлении личности. Разговоры со взрослыми никогда не представляли для меня сложности. Мое воспитание и жизненный путь свидетельствуют о том, что нужно уважать всех людей, независимо от обстоятельств. Когда нарушаются правила, которые поддерживаю я, это сильно ранит.

Что, например, вас раздражает больше всего?

В спорте меня раздражает вмешательство сторонних лиц в исход встречи.

Ты считаешь, что речь о судьях? Разрешишь себе предъявить претензии к работе судей, если сам её не понимаешь?

Нет. Здесь вопрос не в технике, а в общем понимании ситуации. Когда игрок получает удар по руке во время броска, а судья молчит, это неприемлемо. Ребята, либо вам нужны очки, как у меня, либо вы чего-то иного добиваетесь.

Коллег рассказывают, что после матча Единой лиги ВТБ «Зенит» — ЦСКА в начале ноября Фабио эмоционально выразился одному из арбитров матча. Траектория движения рефери проходила мимо сектора, который часто посещает Дон. Как выяснилось позже, он задал вопрос, который не хотелось бы озвучивать публично. Насколько можно понять, лига никаких штрафов «Зениту» не выписала и рапорта на имя главного судьи турнира не было.

Я мастер спорта по нарушению ПДД

Какие принципы ты так тщательно оберегаешь?

В профессии каждый обязан отдавать максимум сил, усталость не должна помешать этому. Все осведомлены о моём плотном графике. Несмотря на него и другие жизненные ситуации, я даже представить себе не могу, чтобы зрители скучали. Это недопустимо! За 30 секунд до концерта всё может измениться, но во время выступления нужно быть собранным, элегантным и готовым. Вот это и есть максимальное уважение к работе и людям, с которыми работаешь.

Эмпатия рождается в людях от этого качества. В профессиях, связанных с работой с людьми, это качество необходимо во всем. В банке, на почте, на стойке регистрации в аэропорту — главное — люди. Проявление невежливости в таких профессиях категорически неприемлемо. Если не умеешь работать с людьми, значит занимаешься не тем. У всех есть проблемы, надо уметь их откладывать в сторону.

Вы ходили в городской МФЦ? Как впечатления? — Продолжающиеся продления регистрации, корректировка сведений, оформление Fan ID Иностранец может чувствовать себя «своим» в любом отделении по выдаче документов.

Да, бывал там. Заведения такого рода всегда посещаю после предварительной подготовки. Если возможно, звоню и сообщаю о предстоящем визите.

Это очень удобно! Что же делать тем, у кого отсутствует такая возможность?

Я прибегаю к подобным методам из-за своей загруженности и понимания того, что иначе невозможно было бы добиться результата.

Возникли ли ситуации, когда невозможно было совершить звонок, что привело к проблемам? Последнее предложение, чтобы сбить итальянца-россиянина с толку.

Когда-то давно я, простой гражданин, обратился в консульство Италии в Санкт-Петербурге без предварительных звонков или разговоров.

Потребовалось вмешательство после издевательств, хотя предупреждал о возможности звонка. Последствия были негативными для работников консульства. Не всегда понятно, с кем имеешь дело: Фабио Мастранджело или Иваном Ивановичем Ивановым. Лучше не проверять на практике!

Когда я прихожу оформлять документ, достаточно качественно выполнить работу. Предлагать кофе и конфеты не нужно.

В 2011 году Фабио стал гражданином России. Его речь — беглый русский с небольшими отклонениями в склонении прилагательных, свойственными романским языкам, напоминает речи первых гостей Санкт-Петербурга начала… XVIII На протяжении веков люди обретали новые, но похожие на привычные им места жительства. Фабио сам удивляется русской грамматике при произношении отчества сына Стефана — Фабиовича — с диграфскими гласными.

В течение уже 11 лет вы являетесь гражданином России. Что до сих пор не можете принять?

В жизни мне никак не привыкнуть к стилю вождения в Санкт-Петербурге. Многие водители даже нарушения правил совершают неумело. Если приняли решение нарушить, то никому нельзя мешать. Уже нарушили — это выбор, не нужно портить дорогу другим. На дороге вижу, что нарушители мешают всем. Это меня просто выводят из себя!

Благодаря вашим связям, графику движения и отношениям к правилам дорожного движения имя Мастранджело часто встречается в списках правонарушителей.

Редко случается, но возможны ситуации. Ни разу прав не лишали. Можно утверждать, что я умею нарушать правила, из-за чего проблем не возникало. Если моё нарушение не вредит кому-либо, то несу полную ответственность.

Люди склонны совершать ошибки. Превышение границ может стать таковой. Достаточно просто признать свою вину, поднять руку и сообщить о случившемся. Точно так же в жизни достаточно извиниться за проступок.

Фабио Мастранджело. Снимок из частного архива.

Как вы воспринимаете Россию спустя время, проведенное здесь?

С детства эта страна мне была дорога сердцу, а в жизни она подарила больше, чем я мог представить. Здесь я обрел всё желанное: радость от работы, искренних друзей и восхитительную красоту.

Интервью подошло к концу. Маэстро направился на репетицию бессмертных произведений — «Ночь на лысой горе» Мусоргского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» Рахманинова. В его голове наверняка всплывут голы матча Италия — Германия на стадионе «Ацтека» в 1970 году. Следующей премьерой стала «Травиата» Верди, в которую наверняка будет вложена эмоция послематчевого пенальти тезкой Гроссо в финале ЧМ-2006.