ПСЖ
Интер
«Интер» и «ПСЖ» – два проекта с сильным влиянием главного тренера, который определяет всё: от трансферов до тактики. Футболисты продолжают играть на поле, команда привлекает внимание публики, как кораблик с ярким парусом. Однако в Милане и Париже всё зависит от тренерской руки, которая ведёт команду по нужному пути.
Трудно представить коллективы, более стилистически отличающиеся друг от друга, чем участники предстоящего финала Лиги чемпионов. «Интер» Индзаги называли эталоном обороны, расчетливым хищником, которому нужен один выверенный бросок, чтобы добыть жертву. «ПСЖ» Энрике — облеченный в атакующую модель полет фантазии, стремящийся к доминированию и красоте эстет, для которого голы и зрелище составляют смысл игры в футбол.
В этом контексте особенно интересно изучить Симоне Индзаги и Луиса Энрике, теневых кукловодов в этих разных, но по-своему обворожительных спектаклях. Их взгляды на мир передаются на поле футболистами их команд.
Энрике: стойкость к невзгодам и путь к успеху
Перед началом чемпионата мира в России Энрике появлялся на стриминговой платформе Twitch, где отвечал болельщикам в прямом эфире. Это было не просто новшество, а революция в отношениях ведущих тренеров с широкой аудиторией. Луис спокойно и подробно рассказывал про бег и велосипеды, про секс и алкоголь в сборной Испании, делясь также своим философским видением.
Я погружен в идеи классиков стоицизма. Считаю, что эта философия транслирует позитивное и правильное отношение к жизни. Выписываю понравившиеся мысли в тетрадку. Эта философия полезна и игрокам. Наше правило — не жаловаться. Если произошло что-то плохое, нужно понимать, что событие уже случилось, изменить его невозможно, но можно повлиять на будущее. Концентрируйся на том, что можешь контролировать, и оставь в стороне то, на что не в силах повлиять.
Энрике испытал страшное горе – смерть девятилетней дочери Ксаны. Но, вспоминая о ней, Луис говорит: «Даже после случившегося я счастлив, очень счастлив. Ксана подарила нам девять замечательных лет, оставив тысячи воспоминаний. Моя мама не могла хранить её фотографии дома, ей было больно. Но я говорил: «Мама, ты должна это сделать. Ксана жива – не в физическом, но в духовном плане, ведь мы постоянно говорим о ней, вспоминаем». Думаю, Ксана всё ещё видит нас и хочет, чтобы мы были счастливы».
Величайшее проявление духа и самоподачи, достойное восхищения.
Энрике применяет стоический подход и на футбольном поле. Все его команды постоянно действовали в атаке. Правда, Луиса критиковали за стерильность владения мячом, но никогда не обвиняли в закрытом футболе. «Атакуем, забиваем — радуемся; не получается — забываем, оставляем рассудок холодным и пробуем еще раз» — пожалуй, таким можно охарактеризовать его подход.
Энрике уверен, что «ПСЖ» обязательно выиграет Лигу чемпионов в ближайшие пять лет, хотя и допускает возможность неудачи в текущем году. В таком случае он сохранит энтузиазм и снова попробует. Главное — получать удовольствие от своей работы. Луис сравнивает футбол с театром: если представление неинтересное, на следующее мало кто пойдет, так зачем тратить на это время?
Искусство адаптации к хаосу: уроки индзаги и даосизма
Симоне Индзаги, не такой открытый как Энрике, ведёт себя сдержанно. В интервью обсуждает лишь футбол и цели, но методы его работы раскрывают жизненные принципы тренера.
Симоне может показаться сторонником строгих правил, который не изменит любимую тактику 3-5-2 ни при каких обстоятельствах. Но это лишь предвзятое мнение. Индзаги всегда умел подстраиваться. Он жил в тени знаменитого брата Филиппо, адаптировался к жизни в больших городах Риме и Милане после небольшого родного Пьяченце и выдержал давление эксцентричного Клаудио Лотито в «Лацио».
К слову, болельщики «орлов» наверняка помнят путь трансформации Симоне — от 4-3-3 с акцентом на фланги к 3-5-1-1 с перенасыщенным центром и свободным художником под нападающим. Индзаги делал это не из-за блажи, а так как искал подходящую схему для имеющегося состава игроков. Когда Лотито ради экономической выгоды продавал лидеров Биглию, Фелипе Андерсона и будущего спартаковца Кейта Бальде, тренер всегда находил выход, делал команду только лучше и завоевывал трофеи. В «Интере» ведь было то же самое — Индзаги пересобирал команду после ухода системообразующих Брозовича и Лукаку, но добился того, чего не получалось у Конте — двух финалов ЛЧ за три года.
Лао-Цзы утверждал: «Мягкое и податливое преодолевает твердое и жесткое», а Индзаги, возможно, безотчетно следовал одному из главных положений даосизма.
Индзаги в «Интере» применяет аналогичный подход, что и Конте, но Симоне, в отличие от Антонио, не придерживается строгих правил. Его умение приспосабливаться — похоже на создание картины с множеством скрытых смыслов, где кажущаяся случайность трансформируется в осмысленный шедевр.
Посмотрите на его «Интер»: один центральный защитник подает на дальнюю штангу другому в позиционной атаке; Тюрам становится тонким ассистентом для Лаутаро; треугольник Мхитарян — Барелла — Чалханоглу меняет стороны; ветеран Ачерби замыкает прострел с фланга и спасает команду в полуфинале Лиги чемпионов. Эта свобода в тонко настроенной системе — уникально хрупкая история: нарушится баланс, команда качнётся либо в сторону хаоса на поле, либо в сторону закрепощенности и предсказуемости.
Индзаги мастерски поддерживает баланс благодаря контакту с игроками: дружит со всеми, но без фамильярности, не выделяя лидеров. Он относится к ним как к братьям — с уважением, но без излишней почитательности. Не случайно Лаутаро утверждает, что Симоне мыслит футбольно — именно при нём он начал получать истинное удовольствие от игры, улыбаясь от чувства свободы.
Важно отметить слова отца братьев Инцаги Джанкарло: «Моя супруга совершила чудо, подарив мне…» Мои дорогие ребята. Никогда никаких разногласий, никаких затруднений, ни одного лишнего слова. Такие
были как футболисты, такие же и остаются как тренеры. Не швыряют в вас, журналистов, бутылки, как делают некоторые.
На поле Симоне — словно разъяренный лев, полный страсти. После игры — мудрый человек, спокойный и собранный, который не поддаётся влиянию извне.
Микеланджело говорил о Тициане как одном из выдающихся художников эпохи Возрождения: «Краски Тициан на полотнах кладет превосходно, но это еще не живопись. В его работах я пока не вижу главной идеи, которая должна вдохновлять художника. Не ощутил в нем стремления выйти за пределы чисто живописных решений».
Индзаги ясно осознает содержание своей картины и замысел, который стремится передать. В этом художник схож с Энрике. Несмотря на то что выполняют работы слегка различными способами.
Финал Лиги чемпионов — пример многообразия прекрасного в жизни.
Получите скидку пятьсот рублей при заказе на Яндекс Маркете по коду WOW500.
Работает для пользователей, проведших за аккаунтом более 180 дней, и для новых пользователей.