В какой команде Единой лиги тратят больше всего? Анализ

В основе лежит простой принцип: необходимо сопоставить понесенные расходы и достигнутый эффект.

В спортивной индустрии вопросы финансовой эффективности нечасто становятся предметом обсуждения, хотя именно они позволяют взглянуть на работу клубов с иной стороны. Спортивные победы, медали и трофеи всегда привлекают внимание, однако умение эффективно использовать имеющиеся ресурсы часто остается без должного внимания. Сезон 2024/2025 в Единой лиге ВТБ предоставил достаточно информации для всестороннего анализа – теперь можно сопоставить не только спортивные результаты, но и взаимосвязь между затратами и полученными результатами. Благодаря открытости бюджетной информации удалось провести точные вычисления, и стало ясно: между объёмом инвестиций и спортивными достижениями не существует прямой зависимости.

Клуб Бюджет (млн руб.) Очки регулярки Бонус плей-офф Эффективность (очки/млн) Место в регулярке Плей-офф
«Автодор» 271 64 +10 0,273 6-е 1/4 финала
«Енисей» 294 58 0 0,197 10-е Не вышел
МБА-МАИ 361 59 0 0,163 9-е Не вышел
«Парма» 537 62 +10 0,134 8-е 1/4 финала
«Пари НН» 538 62 +10 0,134 7-е 1/4 финала
«Уралмаш» 611 68 +10 0,128 5-е 1/4 финала
УНИКС 1374 80 +10 0,065 3-е Полуфинал
«Локомотив-Кубань» 1813 76 +10 0,047 4-е Полуфинал
«Зенит» 1914 83 +30 0,059 1-е Финал (2-е место)
ЦСКА 2317 81 +30 0,048 2-е Чемпион

Разница в финансовых ресурсах между лидерами и клубами с ограниченными возможностями особенно заметна на примере саратовского «Автодора». Несмотря на самый небольшой бюджет в 271 млн рублей, клуб показал наилучшую эффективность в лиге. 74 очка, набранные с учетом бонуса за выход в четвертьфинал, принесли коэффициент 0,273 – значительно выше, чем у команд с бюджетами, исчисляемыми миллиардами. Это стало возможным благодаря акценту на молодых российских игроков и усилению за счет легионеров, таких как Керем Кантер и Брайант Кроуфорд. Данная стратегия позволила клубу поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, избегая значительных затрат.

Аналогичным образом, хотя и с другим исходом, действовал и красноярский «Енисей». Команда не прошла в плей-офф, но, располагая бюджетом в 294 миллиона рублей, набрала 58 очков и показала эффективность 0,197 – один из лучших показателей среди команд, занимающих нижние строчки турнирной таблицы. Отметим, что в прошлом сезоне у красноярцев было всего два легионера: Виктор Сандерс и Алекса Степанович. В свою очередь, МБА-МАИ сделала акцент исключительно на российских баскетболистах и минимизацию затрат на трансферы. В результате команда набрала 59 очков и продемонстрировала коэффициент эффективности, превосходящий показатели некоторых участников топ-4, что свидетельствует о грамотном подходе к распределению ресурсов – 0,163. На этапе плей-ин МБА и завершила свой сезон.

В среднем сегменте проявилась иная тенденция. «Парма» и «Пари НН» имели примерно одинаковые бюджеты и продемонстрировали схожие результаты: обе команды вышли в плей-офф, получили вознаграждение за достижение стадии четвертьфинала и завершили сезон с практически равным показателем эффективности — 0,134. «Уралмаш» при сопоставимых расходах показал более весомые результаты — коэффициент составил 0,128. Команда из Екатеринбурга вошла в число пяти лучших по итогам регулярного первенства, но уступила «Локомотиву-Кубань» в серии четвертьфиналов. Тем не менее, опыт «Уралмаша» можно рассматривать как подтверждение целесообразности выбранной стратегии и значительной отдачи от инвестированных средств.

Команды с наиболее крупными финансовыми ресурсами продемонстрировали непропорционально низкую результативность, если сопоставить размер инвестиций и полученные результаты. «УНИКС» и «Локомотив-Кубань», располагавшие бюджетами в полтора и почти два миллиарда рублей соответственно, не смогли преодолеть полуфинальную стадию. Их показатели оказались в два-три раза ниже, чем у команд, занимающих средние позиции в турнирной таблице. «Зенит» доминировал в регулярном чемпионате, одержав 39 побед в 44 матчах и установив рекорд из 25 подряд выигранных игр, однако в финальной серии проиграл ЦСКА. Даже с учетом премиальных выплат за выход в финал, результативность петербуржцев осталась заметно ниже, чем у клубов с более ограниченными финансовыми возможностями.

Победа ЦСКА наглядно продемонстрировала ключевое противоречие текущего сезона. Несмотря на то, что армейцы стали обладателями главного трофея, их коэффициент эффективности при бюджете в 2,3 млрд рублей составил всего 0,048 – наименьший показатель среди всех команд, вышедших в плей-офф. Причины этого явления достаточно ясны: значительные средства были потрачены на легионеров, а также предусмотрены высокие индивидуальные контракты. Если сравнить с таким клубом, как «Автодор», разница становится настолько заметной, что её невозможно не заметить.

Пересчет с учетом бонусов внес некоторые коррективы в верхние строчки турнирной таблицы, но не изменил общей картины: именно команды среднего уровня продемонстрировали наибольшую стабильность, а клубы с ограниченными возможностями вновь оказались в числе лидеров по результативности. Сезон показал, что при увеличении расходов и росте значимости легионеров, определяющим фактором становится не только подбор игроков и игровая тактика, но и умелое управление финансами. Для одних команд это стало основой конкурентоспособности, для других – уязвимым местом. Если оценивать лигу с точки зрения эффективности, то список её лидеров существенно отличался бы от традиционного турнирного положения.