Мировой клубный чемпионат под прицелом ФИФА: спор о главном летнем турнире

Вопросов хватает.

В ночь с субботы на воскресенье в США стартует клубный чемпионат мира в новом формате. «32 команды, 11 городов и один чемпион», — как гласят рекламные ролики. Турнир с участием Лео Месси, Харри Кейна, Усмана Дембеле, Луки Модрича, Эрлинга Холанна и других звезд — главное событие лета в международном футболе. Болельщикам не придется скучать в ожидании старта сезона, но так ли хороша новая идея от ФИФА?

Существуют вопросы и сомнения, требующие обсуждения до начала матчей. В чем же проблема с КЧМ?

1. Календарь.

Футбольное расписание переполнено, и все – игроки, тренеры, болельщики – это признают. Не разделяют такого мнения чиновники. Клубный чемпионат мира превращает календарь в гонку на выживание. В прошлом году прошли чемпионат Европы и Кубок Америки. После короткого перерыва начался новый клубный сезон с новым форматом еврокубков, где стало больше матчей. Завершилось это – подоспело окно для игр сборных – отбор на ЧМ-2026 и решающие матчи Лиги наций УЕФА. Можно было бы в отпуск? Нет, потому что нужно ехать на КЧМ, да ещё и в США, то есть на другой континент. Финал турнира запланирован на 14 июля. А следующим летом – чемпионат мира. Это значит, что клубный сезон по традиции будет более плотным и спрессованным. Например, АПЛ стартует уже 16 августа, то есть всего через месяц после завершения турнира в США. А значит, если в его финале сыграет английская команда, то у неё не будет ни нормального отдыха, ни нормальной предсезонной подготовки. Почти то же самое с Италией – серия А начинается 24 августа, и с Германией – бундеслига берет старт 22 августа.

Главное, всё произойдёт снова следующим летом — состоится ЧМ-2026 с 48 командами и множеством игр.

Может быть, кто-то скажет: футболисты зарабатывают много денег, так пусть играют. Но жалеть миллионеров не собираюсь — речь идет о другом. Именно об качестве продукта, который производят эти самые футболисты, если переходить на язык маркетологов из ФИФА. То есть о качестве и зрелищности игры.
Которые страдают, если футболисты измотаны и выхолощены, а у тренеров нет времени на внедрение и отработку новых идей.

Трофей Клубного чемпионата мира 2025.
Фото Reuters

2. Климат

Летом в США жарко, особенно в городах, где пройдут матчи КЧМ. Даже в Сиэттле и Цинциннати температура высокая, не говоря уже об Орландо, Майами, Лос-Анджелесе или Атланте. Почти везде еще и высокая влажность. На современных аренах нет систем охлаждения, как в Катаре-2022, а «Роуз Боул» остался прежним с тех пор, как проходил ЧМ в 1994 году. Понятно, что у чиновников ФИФА в ложах, в дорогих автомобилях и пятизвездочных отелях есть кондиционеры. Но остальным — игрокам, тренерам, судьям и зрителям — придется попотеть.

К этому добавим расстояния — также значительные. Вам вновь не Катар-2022 или даже Германия-2024. Перелеты будут долгими, что опять же не благоприятствует качественному восстановлению.

Европейские топ-клубы часто проводят летние сборы в США или Юго-Восточной Азии, где тоже тепло и влажно. Ничего страшного. Предсезонные поездки с товарищескими матчами — это не сравнить с официальным турниром под эгидой ФИФА, который предполагает другое отношение к происходящему.

Возможно, европейские ведущие клубы, прикрываясь красивыми фразами, воспринимат КЧМ как предсезонные турне с матчами против не очень сильных соперников.

Фото AFP

3. Формат

Идея собрать топовые клубы со всего мира для проведения турнира выглядит перспективной. Не смущает даже большая часть матчей с интересными названиями команд, например «Урава Ред Даймондс» против «Монтеррея» или «Видад» против «Аль-Айна». Ведь на чемпионатах мира тоже проводятся встречи вроде «Панама — Тунис» или «Япония — Коста-Рика», и ничего страшного.

Заинтересованность болельщиков команд, не выступающих в США, — проблема.

Соревнования сборных обладают особым шармом и привлекают даже нейтральных зрителей: гимн, флаг, «наши против не наших». К тому же та атмосфера фестиваля, которую вы помните с ЧМ-2018 в России.

На турнире клубов такого не случится. Поклонники «МЮ», «Арсенала» или «Ливерпуля» совершенно равнодушны к выступлениям «Челси» или «Манчестер Сити» в Лиге чемпионов — трансляцию, которая из-за разницы во времени будет проходить глубокой ночью, не включат. Поклонники «Барселоны» не интересуются игрой «Реала», а фанатам «Милана» безразличны матчи «Интера» или «Ювентуса» — это не сборные, которые все еще объединяют болельщиков разных клубов.

Понятно, что болельщики «Реала» есть во всех уголках мира, их много, и будут смотреть матчи любимого клуба в любое время суток. Но как только команда закончит выступления на КЧМ, за событиями в США следить перестанут фанаты этого клуба. Это же касается фан-базы и остальных топ-клубов. На турнирах сборных этот эффект «отписки» все же не так силен.

Несмотря на всё вышесказанное, просмотр КЧМ остаётся вариантом. Много хороших команд и игроков привлекут к себе внимание в летний период.