Никола Йокич: урок «дешевых» трюков для лучших центровых

Серб «меняет» правила игры.

Когда Никола Йокич В первых матчах против «Клипперс» неожиданно легко сдавался паркет, что поначалу выглядело как простой розыгрыш. Будто «Денвер» устроил секретный флешмоб в стиле мемов старого интернета. Чем больше таких эпизодов возникало, тем отчетливее становилось: юмора здесь нет. Это плей-офф НБА 2025 года, а главный человек «Денвера» решил добавить драмы в свой арсенал.

Сцены выглядели абсурдно: Норман Пауэлл Небольшое соприкосновение с Данном заставляет Йокича упасть назад с таким же выражением лица, словно его ударил локтем центра «Детройта» из эпохи «Bad Boys». Едва заметное касание Криса Данна — игрока меньшего роста и веса по сравнению с сербом — и вновь Йокич падает, будто получил подножку. Эти моменты моментально стали вирусными в социальных сетях, сначала вызвав смех, а затем — сомнения. Почему человек, способный разгромить соперников техникой и силой, вдруг начал использовать актёрскую игру? И почему именно сейчас?

В этой серии Йокич словно решил: плей-офф – не про гордость, а про результат. И если для победы нужно добавить театрального абсурда, пусть так и будет. Даже если это выглядит нелепо. Даже если это больше смахивает на пародию. «Мы просто играем через это», — спокойно бросил Йокич. Тайрон ЛюГлавный тренер «Клипперс», отвечая на вопрос о театральных падениях Йокича, проявил спокойствие, однако его слова таили скрытую досаду. Лю избежал прямого обвинения, но намекнул, что подобные действия будут учтены в ходе серии.

Иронично, что статистика Йокича и так блестяща. За первые две игры он набирает в среднем 27,5 очков, 10 подборов и 11 передач, проводя почти 45 минут на площадке. Это уровень элитной суперзвезды, чья эффективность не вызывает сомнений. Именно поэтому его поведение кажется ещё более странным: зачем эти падения, если он и так доминирует?

Однако, возможно, причина не только в цифрах, но и в обстановке. После ухода Майка Мэлоуна и руководителя Келвина Бута команду возглавил… Дэвид Адельман Некогда пребывавший в тени человек сейчас возглавил команду временно. Его воздействие уже ощутимо: игры «Денвера» стали более организованными, общение — острее, взаимодействия на площадке — чётче. Йокич как лидер усилил своё влияние, стал активнее руководить игрой и партнёрами. Возможно, именно отсюда растут корни его новых приёмов — попытка управлять не только мячом, но и происходящим вокруг, применяя даже спорные, тем не менее результативные методы.

Симуляции в НБА давно существуют. Их не любят, но терпят. Лига периодически объявляет о штрафах за подобные действия, однако это скорее формальность, чем настоящая борьба. В последнее время флоппинг стал частью стратегии — особенно когда каждая атака может быть решающей.

В этой лиге игроки уже давно умеют это делать. Джоэл ЭмбиидНесмотря на размер, не стесняется падать так, словно его сбила машина. Его «акробатические» перевороты в «краске» кажутся иногда чрезмерными, но при этом действуют: судьи свистят, а соперники негодуют. Леброн Джеймс В эпоху «Майами Хит» каждое падение артиста в проходе становилось событием: фанаты радовались, критики гневались, коллеги по цеху создавали мемы. Сам Леброн утверждал, что ему не нужны неудачи, но подборки его эффектных «нырков» с откидыванием головы говорили об обратном.

Джеймс Харден возвёл симуляции до уровня искусства. Его фирменные степ-бэки с театральным раскидыванием рук и откидыванием корпуса стали образцом для молодых игроков, стремящихся заработать пару лишних штрафных бросков. Харден всегда понимал: манипулирование судьями — это такой же навык, как трёхочковый. И этим навыком он пользовался мастерски.

Ману Джинобили в начале 2000-х превратил флоппинг в искусство. Его симуляции были изящными: он мастерски создавал иллюзию контакта, избегая откровенного гротеска. Даже ему не удалось избежать обвинений в манипуляциях. Во время плей-офф, где ставки особенно высоки, Джинобили часто сравнивали с актерами, а его «падения» — с театральными сценами, достойными награды.

Владе Дивац можно назвать настоящим пионером флоппинга. В то время, когда лигу контролировали гиганты вроде Шакила О’Нила, Дивац применял симуляции как оружие слабого против сильного. Его стратегия была проста: если нельзя остановить силой, останови хитростью. Сам он не отрицал этого — для него флоп был не элементом шоу, а чисто тактическим ходом.

Однако задолго до этого первопроходцем флоппинга стал. Билл Лэймбир Происходящий из Детройта Лэймбир использовал симуляции как часть своей личности. Он превзошёл функцию обычного игрока, превратив флопы в инструмент психологической войны: падения, мимика, провокации — всё направлено на одну цель. Не просто играя на паркете, он играл с нервами соперников, выбивая их из равновесия, получая от этого удовольствие.

Поведение Йокича на этом фоне выглядит обыденным. Он не совершил ничего нового и не нарушил неофициальных правил лиги. В арсенале у него появился спорный, но законный прием. Остаётся вопрос о последствиях для его репутации. До этого Йокича ценили за мастерство и особый стиль игры — умный, чистый, почти аристократичный. Новые приёмы, напоминающие порой игру выпускника актёрского факультета, могут несколько изменить восприятие его стиля.

В плей-офф важно лишь результат, а репутация не играет роли. Если несколько удачных промахов ведут команду к победе, Йокичу, вероятно, такая тактика понравится. Особенно если судьи продолжат благосклонно относиться к его действиям.