«Самолет нас убьет»: подробности трагедии с командой Замбии

Причины крушения неизвестны до сих пор.

Сборная России скоро сыграет товарищеский матч с Замбией. С этой страной связана одна из крупнейших авиакатастроф в истории футбола. Самолет считается самым надежным и безопасным средством передвижения. Но это в наше время, когда проводятся детальные проверки и перепроверки, исключены человеческие факторы и приняты другие меры предосторожности. В прошлом так не было всегда, и случались трагедии из-за неисправностей воздушных судов или ошибок экипажа.

В памяти навсегда останутся громкие авиакатастрофы из мира спорта: трагедия в Мюнхене, крушение самолёта бразильского клуба «Шапекоэнсе», катастрофа с хоккейным клубом «Локомотив». История знает и другие примеры: в 1949 году погибли 18 футболистов «Торино», в 1960-м — футболисты сборной Дании, а в 1979-м — 17 игроков «Пахтакора».

В этот список необходимо добавить ещё одну трагедию, о которой помнят нечасто. Речь идёт об авиакатастрофе 1993 года, унесшей жизни 30 человек, в том числе 18 футболистов национальной сборной Замбии.

Что случилось?

Футбольная федерация Замбии столкнулась с ограниченными возможностями к 1993 году из-за сокращения финансирования, несмотря на достижения команды. В 1988 году замбийцы добрались до четвертьфинала Олимпиады, в 1990 году завоевали бронзу на Кубке африканских наций, а два года спустя остановились на стадии четвертьфинала.

Команда демонстрировала хорошие результаты, выигрывая игры. Организация перелетов сборной федерацией являлась сложной задачей. Для экономии средств обратились к военно-воздушным силам страны — военные согласились предоставить команде двухмоторный самолет канадского производства. 25 апреля 1993 года Замбия победила сборную Маврикия в отборочных матчах, а через пять дней должна была сыграть с Сенегалом на выезде.

Самолет не был рассчитан на дальние перелеты, поэтому до столицы Сенегала путь пролегал через многочисленные остановки. Команда сначала провела ночь дома, в Лусаке, а затем продолжила движение. Первая остановка была в Браззавиле, Конго. Вылет задержался из-за того, что в стране почему-то не желали принимать замбийскую сборную.

В результате первой остановки самолет подвергся обследованию, во время которого были обнаружены дефекты. Механики заявляли о том, что воздушное судно не выдержит перелета. Несмотря на предупреждения, самолет благополучно долетел до второй остановки — аэропорта в Либревиле, Габон. После катастрофы министр транспорта страны утверждал, что машина прошла все необходимые проверки.

После дозаправки и вылета из Габона случилась катастрофа. Несколько минут спустя после взлета у самолёта загорелся левый двигатель. Затем капитан отключил рабочий правый двигатель по непонятной причине. Позже выяснилось, что датчики могли не работать или показывать неправильную информацию, перепутав, какой двигатель неисправен.

Самолет после остановки второго двигателя стремительно снизился и рухнул в Атлантический океан в пятисот метрах от берега Габона. Все тридцать пассажиров и членов экипажа погибли.

Раскрытие причин трагедии заняло много лет: только в 2003 году был опубликован отчет. В нем указаны отказ двигателя, поломка электрооборудования и усталость экипажа, приведшие к ошибке пилота. Семьи погибших остались недовольны — и до сих пор стремятся добиться полноценного и справедливого расследования.

Расследование затянулось по двум причинам: дипломатические отношения между Замбией и Габоном были очень напряжёнными, а после авиакатастрофы испортились ещё сильнее. В народе ходили конспирологические теории о том, что самолет сбили ВВС Габона; многочисленные «очевидцы» утверждали, что видели момент взрыва своими глазами. Во-вторых, самолет был военным, и на его борту не был предусмотрен черный ящик. Проще говоря, разговоры экипажа никуда не записывались — понять, что происходило в кабине пилотов в тот злополучный момент, уже никогда не удастся.

Капитан команды Замбии Калуша Бвалия почтил память футболистов сборной, умерших в авиакатастрофе 12 июля 1993 года.

Обновление сборной

Сборную создали заново. Замбийской федерации футбола стали предлагать помощь во всем мире, и в конечном итоге команда отправилась на сборы в Данию, где провела несколько матчей с местными клубами из низших лиг. Футболист Калуша Бвалия, которого случайным образом не оказалось в том самолете, позже говорил, что видел почти всех коллег по сборной впервые.

В 1994 году Замбия впервые получила возможность принять участие в чемпионате мира. В финальном туре отборочного цикла матч с Марокко мог принести сборной ничью, что уже удовлетворяло бы её требованиям. Однако Замбия проиграла, и путёвку на ЧМ получила сборная Марокко. Судья встречи Жан-Фидель Дирамба из Габона стал виновником поражения.

В 1994 году замбийцы успешно выступили на Кубке африканских наций. Обновленная команда сразу дошла до финала, где уступила Нигерии со счётом 1:2. Много лет спустя, в 2012 году, сборная Замбии всё-таки выиграла этот турнир.

Слова замбийских игроков

В роковой рейс не полетел Чарли Мусонда. Возможно, слышали имя этого человека — его сын Чарли-младший долгое время был в структуре клуба «Челси» и выступал за юниорскую сборную Бельгии.

В 1993 году Чарли-старший восстанавливался после травмы колена. Доктор рекомендовали отложить возвращение на поле и дождаться полного выздоровления, хотя сам футболист мог бы сыграть. В 2022 году спортсмен рассказал о спасении директором «Андерлехта» Мишелем Вершуреном.

«Ты спас меня, побудив принять трудное решение остаться, а не выступать за родную страну», — сказал Чарли Мусонда-старший.

Отец был в гневе из-за того, что ему запретили участвовать в матче. Двое суток спустя самолет разбился. Если бы тогда он полетел, меня бы не было, — думает Чарли Мусонда-младший.

Калуша Бвалия, выступавшего в то время за голландский ПСВ, на тот же рейс не попал. Как легионер, ему предстояло добраться до Сенегала самостоятельно, и он планировал следовать совершенно другому маршруту.

Когда я приехал в Замбию, каждый раз, когда меня видели люди, начинали плакать. В субботу самолет улетел в Габон, откуда привез тела погибших. Когда самолет сел в аэропорту, только тогда я понял, что больше никогда не увижу ребят, — рассказывал Калуша Бвалия.

«Не знал, что произошло, — говорит Фримен Чабала, сын голкипера сборной Замбии Дэвида Чабала. — Всё время спрашивал об этом, а отвечали только: «Папа не вернется». Не понимал, почему отец вдруг решил не возвращаться домой. Это было тяжело долгое время».

Позже Калуша Бвалия рассказал, что футболисты сборной Замбии в течение долгого времени высказывали претензии по поводу состояния самолета, используемого для поездок на матчи.

«Парни говорили: «Этот самолет нас убьет», — вспоминал он. — У Федерации денег на чартерные рейсы не было, поэтому дешевле всего взять самолет у военных. Когда оглядываешься назад и видишь только новые лица, а не тех, кого ты наблюдал последние 10 лет, чувствуешь тяжелое чувство. Но стоит отдать должное тем, кто заменил наших павших».