
Впервые в истории КХЛ «Автомобилист» прошел два раунда плей-офф, обыграв «Ак Барс» (4-1) и СКА (4-1), и вышел в полуфинал Кубка Гагарина. Команда Николая Заварухина была близка к финалу, но уступила магнитогорскому «Металлургу» в решающем матче (2:3, 3-4) и завоевала бронзовые медали.
В интервью «Чемпионату» 32-летний защитник клуба «Автомобилист» Денис БаранцевПоделился секретом успеха уральской команды, проанализировал путь в плей-офф, ответил на вопросы о системах игры финалистов Кубка Гагарина, высказал своё мнение о будущем и поделился личным мнением относительно возможного возвращения в КХЛ старого лимита в пять иностранцев.
Ощущение пустоты велико. Команда могла сражаться за победу в финале.
По итогам прошлой недели «Автомобилист» закончил сезон в КХЛ. Первый раз за всю историю клуба завоеван бронзовый приз. До финала не хватало лишь одной победы. Какие чувства сейчас главные?
Седьмой матч сложился так, что возможность выйти в финал оставалась вполне реальной, поэтому сейчас чувствуется разочарование.
Вы согласны с мнением вашего товарища по команде Ника Эберта, что перед плей-офф никто не верил в «Автомобилист» и все смеялись над возможностью прохода хотя бы первого раунда?
Всё именно так и случилось. О нас говорили как о команде, которая не сможет попасть в плей-офф, но мы вышли и побеждали – сначала переиграли «Ак Барс», а потом СКА – в нас никто не верящий.
— Но вас это бесило?
— Мы специалисты. Сфокусировались на своей работе, игнорируя посторонние мнения и публикации.
— До начала серии с «Ак Барсом» думали, что справитесь за пять матчей?
Мы сплотились перед плей-оффом и стали командой, которой хотели быть. Не думали о том, что Казань — сильный соперник. Знали, что будет сложно, но в плей-офф важно двигаться от игры к игре.
Состоялась ужасная трагедия. Матч стал трудным для нас и СКА.
— После победы над «Ак Барсом», серия с «СКА» стала более предсказуемой?
— Да. Проходя такого сильного и тяжёлого соперника, это даёт позитивных эмоций.
На этом фоне мы пошли дальше и выиграли серию у СКА. В плей-офф много не задумываешься о сопернике. Всегда будет тяжело, но двигаешься матч за матчем, через терпение и работу. Обидно, что затем оступились на «Магнитке».
После происшествия в Москве вам удалось выиграть все матчи, кроме одного против СКА, который состоялся на следующий день после трагедии. В тот же день отменили встречу «Спартака» и «Магнитки», а ваша пара провела свой матч. Какие это были ощущения?
В произошедшей трагедии вины за проведение матча у нас нет. Нам сказали играть — мы вышли на поле. Матч был сложным психологически, но, думаю, точно таким же тяжелым был и для хоккеистов СКА.
— После проигрыша в Екатеринбурге предстояло ехать обратно в Петербург. Не возникало тревог, что серия может выйти из-под контроля?
Возможно, это сдерживало нас: сначала мы вели 3-0 в серии, и это давало некоторое успокоение. В то же время понимали, что одна оплошность, вторая – и серия легко может быть потеряна. Всё это осознавали прекрасно, поэтому серьёзно готовились к пятому матчу.
Команда «Автомобилиста» очень эмоциональна, а эмоций у нас оказалось недостаточно.
— Серия против «Магнитки» шла качественно – трижды соперники выходили вперёд, трижды этот результат удалось перевернуть – но отыграть четвертое поражение стало невозможно. Как все это выглядело изнутри?
Это была правдивая и весьма захватывающая серия плей-офф. Такое развитие событий свидетельствует о равенстве команд и одинаковых шансах выйти в финал. В итоге на данном этапе «Магнитка» проявила себя немного мощнее.

Егор Яковлев и Денис Баранцев
Фото: Юрий Кузьмин, photo.khl.ru
В этой серии вы одержали невероятную победу, отыгравшись с нуля к трём и выиграв пятый матч со счётом пять к трём. В итоге счёт стал два к двум. Не было надежды на то, что соперник может психологически сдаться?
Нет, никогда об этом не думаем. Скорее всего, недостаток эмоций сказался на следующем матче, из-за чего проиграли пятую встречу. Всё равно наша команда эмоциональная, на протяжении всей серии были эмоциональные качели. Эмоций просто не хватило.
Потеря вратаря Евгения Аликина по причине травмы сильно повлияла на серию. Хотя Владимир Галкин надежно действовал в последние игры, отсутствие Аликина ощутилось.
В нашей команде два сильных вратаря: Аликин и Галкин. Нельзя обвинять их в поражении. травма Аликина повлияла, но не сильно, так как мы доверяли каждому вратарю.
У Галкина отсутствовал опыт выступлений на Кубке Гагарина в качестве стартового вратаря КХЛ. Стоит ли было ему оказывать дополнительную поддержку?
Володе достаточно было своим мастерством показать, что действия излишни.
Всё дозволено для речи, однако учения Никитина производят результаты.
Многие утверждают, что «Магнитка» демонстрирует красивую романтичную игру в хоккей, избегая откровенно оборонительных стратегий. Как ее соперник, разделяете ли вы такое мнение?
В скорости «Магнитка» чем-то напоминала СКА. В первом раунде все видели, что «Ак Барс» не является супербыстрой командой в плане игры. В той серии команда включалась, забивала, но всё равно шла более закрытая игра. А с «Магниткой», как и со СКА, получалась более быстрая и открытая игра.
В финале Кубка Гагарина «Магнитка» сражается с «Локомотивом». Некоторые считают, что проигрывать в плей-офф нужно только будущему чемпиону, но Ярославль — это ваш старый клуб.
— Не совсем правильно говорить, что болею за кого-то в этом финале. Но так как я играл в Ярославле, у меня там остались друзья и знакомые, то всё-таки буду за них переживать.

Денис Баранцев
Фото: Ильнар Тухбатов, photo.khl.ru
— В прошлом сезоне в Ярославле вы выступали под руководством Игоря Никитина. Стиль игры, который проповедует он, подвергается критике многими. Его хоккеистов даже прозвали командой роботов. Как вы относитесь к этому?
У Игоря Валерьевича есть собственная жизнь в хоккее, философия и путь, которые, как видите, приносят результаты. Можно писать или не писать, комментировать или не комментировать. О хоккее можно говорить всё что угодно, но всё определяет результат. Он стоит на первом месте, а остальное – это пустые рассуждения.
«В «Автомобилисте» поменялась атмосфера»
В плей-офф, особенно в первых двух раундах, разговоры больше всего крутились вокруг магии братьев Заварухиных. Как же синхронно их команды вышли в полуфинал Кубка Гагарина! Не обсуждали ли вы это в раздевалке?
В этом году наша раздевалка была веселой, и мне кажется, это помогло нам продвинуться глубоко в плей-офф. Конечно, мы смеялись, но главное — у нас образовалась настоящая команда.
— В начале беседы вы упомянули, что команда сплотилась перед плей-офф, а по ходу сезона всё было крайне сложно, и даже обсуждалась возможная отставка вашего тренера. Возможно, скажете, какой момент в сезоне стал переломным, когда ситуация начала меняться?
— Признаюсь, назвать конкретную дату я не могу. По мере приближения плей-офф каждый в команде все четче понимал, что это уже не регулярный сезон.
Были ли какие-то дополнительные сборы в раздевалке или разговоры о том, что нам нужно собраться?
Во всём случае всё равно лишь беседы, а происходящее исходит изнутри каждого участника.

Денис Баранцев (справа)
Фото: Илья Смирнов, photo.khl.ru
— Выиграли лучшие из всех сезонов команды. Что помогло «Автомобилисту» добиться успеха в плей-офф?
В коллективе стало иначе. Тактические схемы остались прежними, как и требования к нам. Только атмосфера изменилась.
У вас были огромные проблемы с попаданием, много бросков оказалось заблокированными.
Успех зависел от личности каждого. Каждый стремился к победе в каждом матче, к достижению результатов, поэтому брал на себя всё.
Открытие нового спортивного комплекса в Екатеринбурге вызовет большой интерес у жителей города.
— Многое изменяется в КХЛ, добавили переходный формат плей-офф, что вы думаете об этом?
— С ответом шуткой: раз клуб впервые завоевал бронзу, значит, всё прошло замечательно. смеётся).
Меняются и стадионы: в Санкт-Петербурге получилось сыграть на самой большой арене России. Нравились ощущения от игры на таком объекте?
— Сколько он вмещает? 23 тысячи?
— Официально 24 тысячи.
Это огромная арена, непохожая на другие в России. Атмосфера там замечательная. Играть там мне очень понравилось.
Сколько принесёт открытие арены для Екатеринбурга?
— Наш маленький «Уралец» (Арена рассчитана на 5570 зрителей. Арена не может разместить всех желающих посетить хоккейный матч, поэтому возведение нового спортивного комплекса – значимое событие для фанатов. В данном случае речь идет о развитии всей городской инфраструктуры.
На ледовой площадке возможно проведение концертов и различных мероприятий.
— Да, потому это будет долгожданное событие.
Из-за травмы следить за матчами «Автомобилиста» было невозможно. Это был трудный психологический период.
Как вы оцениваете свой личный сезон, который оказался непростым из-за игры во ВХЛ?
Мой сезон получился весьма увлекательным. Началом чемпионата подвергся травме, отсутствовал два месяца, затем ещё одна травма на месяц – и в итоге три месяца провел вне хоккея. Тогда для меня возник сложный психологический момент. Не мог наблюдать за игрой команды, будучи за пределами льда.
Как же тяжело наблюдать за хоккеем с трибун, зная, что никак не сможешь помочь своей команде!
Трудно наблюдать за ними, испытываешь сильную эмпатию. Излечение травмы — вопрос времени, но сложно смотреть и не участвовать. Практика показала обратное: все справились, выдержали. Плей-офф подтвердил правильность сделанного.

Никита Гребёнкин и Денис Баранцев
Фото: Максим Шмаков, photo.khl.ru
В этом случае игра в ВХЛ стала удачей, так как появилась возможность прийти в форму.
В самом деле, удивился и здесь бы хотел выделить руководство «Автомобилиста», потому что условия в фарм-клубе в ВХЛ – в «Горняке» – оказались не хуже, чем в КХЛ. Понимал, что будут автобусы, но в детстве на них всё проездил, и это меня не пугало. Но когда играешь в КХЛ, то уже привыкаешь к определённому комфорту.
— Отели, питание, восстановление.
Это все дела, связанные с жизнью, которые помогают тебе быстрее прийти в форму. В «Горняке» в этом отношении все было неплохо.
Во время поездки туда уже был знаком главным тренером Алексеем Санычем Алексеевым, бывшим сотрудником второй команды в Тольятти. Также знал Георгия Мишарина, с которым играл в «Торпедо». Меня встретили с теплотой, проблем не возникло. Добавил плюса возможность полного восстановления. Благодаря этим шести матчам смог привести себя в форму.
Правильно ли я понимаю, что по правилам вы не могли провести там больше определенного времени из-за одностороннего контракта в КХЛ?
— Да, всё так и было, согласно регламенту КХЛ.
В «Автомобилисте» хотелось бы остаться, однако теперь этим занимаются агенты.
Через полтора десятка дней в Континентальной хоккейной лиге откроется окно трансферов, ваш контракт с «Автомобилистом» завершится, и вы станете неограниченно свободным агентом. Есть ли уже мысли о продолжении карьеры?
Не могу ничего сказать. С радостью бы оставался в «Автомобилисте», и хотелось бы, чтобы остался этот состав. Как сложится, так сложится.
— Дела агентские.
Тут предсказать что-то затруднительно. Проводятся некоторые переговоры, но это не входит в мои обязанности. Моя задача – заниматься хоккеем, а общение с командами – работа агента.
Возвращение лимита на легионеров в следующем сезоне КХЛ – это позитивный или негативный момент для российского хоккея?
В сложившихся условиях считаю необходимым ограничить число иностранных граждан тремя лицами. При изменении обстановки возможно вернуться к прежнему количеству в пять человек. Важно отметить, что претензии не относятся к иностранным гражданам.
Вы затрагиваете актуальную политическую ситуацию.
Я считаю, нужно оставить троих иностранных граждан, а после стабилизации ситуации вернуться к прежнему количеству. Это неизбежно, ведь Россия – могущественная страна.