Упорство приводит к победе. Кто посвятил «Ролан Гаррос» пилоту?

Жизнь героической и трагичная судьба одного из наиболее ярких деятелей французской истории.

На «Ролан Гаррос» перед мужским финалом традиционно проводится авиашоу эскадрильи французских ВВС над Центральным кортом. Это увлекательное мероприятие – дань памяти великому лётчику Адриену Жоржу Эжену Ролан Гарросу, в честь которого назван парижский теннисный комплекс. Любимое выражение Гарроса «Победа принадлежит самым упорным» высечено на главной арене французского мэйджора и почти 100 лет вдохновляет игроков.

В 20 лет посетил авиашоу и влюбился в самолёты

В определённой мере удивительно, что теннисному стадиону присвоено имя авиатора, который лишь пару раз в жизни держал ракетку, будучи студентом. Тем не менее Ролан считается настолько героической и священной фигурой в истории Франции, что благодарные соотечественники назвали в его честь не только арену. Автоконцерн Peugeot выпустил кабриолет с таким же именем, а правительство Франции ввело в обращение монету в € 10 с изображением пилота и почтовую марку. С 2003 года на территории теннисного комплекса действует музей, посвящённый Гарросу.

Винт самолета Гарроса с надписью «Победа принадлежит самым упорным».

Фото: rolandgarros.com

Ролан появился на свет 6 октября 1888 года на острове Реюньон в Индийском океане. Отец мальчика занимался юридической деятельностью, из-за чего семья часто переезжала. Во время возвращения во Францию из Вьетнама, где Гаррос прожил полтора года, 11-летний Ролан подхватил пневмонию. Это вынудило покинуть мрачный Париж и обосноваться на Лазурном берегу в Ницце. Тем не менее, Ролан поправился благодаря не только благоприятному для лёгких климату, но и увлечению велогонками. Мальчик постоянно был в движении, обожал скорость, а также хорошо играл в футбол и регби.

Гаррос обладал высоким интеллектом, окончил школу с отличием, два года учился в бизнес-академии и основал собственную компанию – автосалон неподалёку от Триумфальной арки. Молодой человек также стал успешным предпринимателем и инвестором, купив несколько зданий в Париже. В августе 1909 года жизнь Гарроса кардинально изменилась. Друг пригласил его на авиашоу в Шампани – зрелище настолько поразило открытого к новым свершениям и вызовам Гарроса, что он без памяти влюбился в относительно новое чудо техники.

Не щадя себя, Гаррос приобрел аэроплан и освоил управление им раньше получения лицензии пилота. Страстью к самолётам, часто пренебрегая безопасностью, молодой человек едва не погиб. Однажды, вылетев на взлетную полосу без сигнала, не дождавшись посадки другого аппарата, он чуть не угодил в катастрофу. Спастись удалось лишь бегством из аэроплана – через мгновение машина превратилась в дребезжащие обломки.

Ролан и его первый самолёт «Демуазель»

Фотография из архива Topical Press Agency, предоставленная Getty Images.

В воздухе мастерство Ролана стремительно росло. Он била рекорды высоты – в 1912 году поднялся на 5600 метров – и устраивал неповторимые авиашоу. Француз поражал зрителей смелостью и изобретательностью, став настоящей мировой звездой. На чьи представления стекались посмотреть сотни тысяч людей. Выступал не только в Европе, но и в Южной Америке, после чего загорелся новой идеей – совершить беспосадочный перелёт через Средиземное море. Расстояние в 730 км в те времена казалось чем-то сродни полёту на Луну с помощью дирижабля, но француз верил в себя и свой самолёт.

Перелёт через Средиземноморье без при escala, три года в немеческом плену.

23 сентября 1913 года Гаррос совершил перелет из Сен-Рафаэля на Лазурном берегу в Бизерту (Тунис) на своем моноплане Morane-Saulnier. Путешествие заняло 7 часов 47 минут, и лётчик неоднократно оказывался близко к опасности – при посадке в баке оставалось всего пять литров топлива. В ходе полёта двигатель несколько раз отказывал, но Гаррос удавалось устранить неисправности. После этого подвига друг лётчика, поэт и кинорежиссёр Жан Кокто, посвятил ему стихотворение «Мыс Доброй Надежды».

С началом Первой мировой войны Ролан пошёл служить в армию. В то время самолётов-истребителей не было – подбить вражеский летательный аппарат можно было только из кабины пилота с помощью револьвера. Гаррос проявил себя блестящим изобретателем. Лётчик совместно с авиаконструктором Раймоном Солнье придумал способ установки пулемёта на самолёте, который стрелял между лопастями пропеллера благодаря прерывателю стрельбы. Также ас сконструировал специальные треугольные металлические щитки для тыловой части лопастей, чтобы пули не рикошетировали в сторону фюзеляжа.

В начале апреля 1915 года младший лейтенант Гаррос сбил три самолёта противника, хотя у ВВС Франции было всего пять истребителей. Успешные вылеты не могли продолжаться вечно, и с Роланом случилось нечто похожее на сюжет фильма «Эскадрилья Лафайет» о французских и американских лётчиках, сражавшихся с немцами в Первой мировой войне. В одной из сцен у пилота заклинил пулемёт – так и Гаррос, не имея возможности сражаться, был подбит и приземлился на территории Бельгии.

Ролан Гаррос достиг успеха во время своего полёта.

Фото: M. Rol/Getty Images

Ролан беспокоился о том, чтобы его разработки не достались противнику, и попытался сожчь лайнер. Возгорание возникло, но враги быстро прибыли к месту посадки и потушили огонь. В результате конструкция оказалась у авиаконструктора Антона Фоккера, который тщательно её изучил и доработал. Он создал синхронизаторы стрельбы, а их последующее эффективное применение породило специальный термин – «бич Фоккера». Благодаря этому немецкой авиации не было равных вплоть до завершения Первой мировой войны.

Гаррос содержался в ужасных условиях, которые серьёзно подорвали его здоровье: отсутствие возможности летать и сильный стресс привели к ухудшению зрения. Ролан не терял надежды и через три года бежал из плена. Вместе с лётчиком Ансельмом Маршалом ему удалось получить форму немецких офицеров. Переодевшись, он покинул лагерь для военнопленных во время походов в туалет. Путь домой занял больше месяца, за который беглецам приходилось ночевать под открытым небом и даже спать в склепе на кладбище.

После смерти удостоен ордена Почётного легиона, стадион назван в честь друга Гарроса.

Война приближалась к концу, и Гаррос мог бы радоваться статусу национального героя, но его влечение к облакам было сильнее. В середине мая 1918 года лётчик вернулся в службу, пройдя курсы пилотирования, поскольку за три года авиация сделала значительный шаг вперёд как в технике, так и в тактике воздушного боя. Командование предлагало ему стать инструктором, испытателем или офицером штаба, но лётчик категорически отказался и добился назначения в свою прежнюю эскадрилью SPA-26.

Ролан в военной форме

Фото: Corbis/Getty Images

Он признался в близорукости только близким, для него даже изготовили очки, чтобы продолжать летать. Гаррос совершил три успешных вылета, сбил пять самолётов, но рейд 5 октября 1918 года над Арденнами оказался фатальным. Знаменитый ас погиб за месяц до окончания войны и за день до своего 30-летия – француза сбил немецкий лётчик Герман Хабих. После смерти Ролана наградили Орденом Почётного легиона.

Возможно, о Гарросе сегодня мало кто помнил бы, если бы не друг его Эмиль Лесьер, с которым учился в бизнес-академии. Мужчина стал состоятельным застройщиком и в 1927 году решил профинансировать возведение национального теннисного стадиона в Париже. Но только с одним условием – арену назовут в честь Гарроса. Никто не возражал, и спустя годы знаменитая фраза лётчика «Победа принадлежит самым упорным» обрела высокий смысл для всех, кто выходит на парижские корты.