Вскоре будет объявлено имя второго финалиста в сезоне 2024/2025 Единой лиги ВТБ. Медали разделят между собой четыре наиболее успешные команды, в то время как остальные смогут лишь наблюдать за их противостоянием. «Чемпионат» продолжает подводить итоги уходящего года: этот материал из цикла будет посвящен команде, вошедшей в шестёрку сильнейших — саратовскому «Автодору». Какие изменения произошли с приходом нового руководства? И каким образом команде удалось вернуться в плей-офф после провала в предыдущем сезоне? Ответы на важные вопросы — в этой статье.
Общая оценка
Прошлый сезонный подготовительный период «Автодора» нельзя назвать безоблачным. Значительные изменения в составе привели к уходу нескольких важных игроков, а затем и двух легионеров, которых по независящим от команды обстоятельствам пришлось исключить из заявки. В результате формирование состава пришлось осуществлять в ускоренном режиме, и до самого начала сезона оставались вопросы относительно потенциала обновлённой команды. Несмотря на то, что в стартовых матчах саратовцам не удалось одержать большое количество побед, их игра вызывала положительные впечатления. Калеб Агада, игрок, заключивший контракт за 11 дней до старта регулярного сезона, оперативно адаптировался к игре команды и показал себя как один из наиболее ценных игроков не только в «Автодоре», но и во всём соревновании. Не менее успешным оказалось и приобретение Керема Кантера, который в октябре заменил травмированного Артёма Клименко. Более подробная информация об этих баскетболистах представлена ниже.
Плей-офф Единой лиги. Календарь
Плей-офф Единой лиги. Сетка
С начала сезона «Автодор» демонстрировал стабильные результаты, избежав значительных просадок. Команда активно сопротивлялась лидерам турнира и при этом уверенно обыгрывала соперников, борющихся за шестое место. Благодаря работе Миленко Богичевича игра «Автодора» становилась всё более слаженной. Как и у многих других команд Единой лиги, наиболее ощутимыми были недостаточная глубина состава и связанная с этим нестабильность. Однако, благодаря качественному подбору иностранных игроков, саратовцы уверенно занимали позиции в районе седьмой строчки, а в ключевой момент смогли одержать четыре подряд победы, что позволило досрочно закрепиться на шестом месте. «Автодору» удалось напрямую квалифицироваться в плей-офф, где в первом раунде его соперником стал казанский УНИКС. Сопротивление было серьезным, но команде Богичевича пришлось столкнуться с психологическими трудностями: под давлением игроки допускали больше ошибок, и именно избыток потерь не позволил проявить себя на равных с противником. Проиграв серию 0-3, саратовцы завершили сезон на стадии четвертьфинала.
Поражение от «УНИКСа» было неприятным, но в целом сезон для «Автодора» можно оценить как успешный. Команда вновь вышла в плей-офф, в отличие от прошлого года. Игроки говорили о сплочённости в коллективе и о развитии взаимопонимания с фанатами. В плей-офф, к сожалению, произошло что-то экстраординарное – однако, усилия саратовцев, благодаря которым они вошли в число шести сильнейших, заслуживают уважения.
Что удивило
До прихода в «Автодор» мало кто из российских поклонников баскетбола знал имя Калеба Агады. Два предыдущих сезона он отыграл в «Прометее», где показал хорошие результаты в Латвийско-эстонской лиге, а ранее выступал в Канаде, Израиле, второй испанской лиге и ряде других не самых известных чемпионатов. В «Автодор» он присоединился достаточно поздно, уже в процессе сезона, что не позволило ему полноценно подготовиться с командой. Тем не менее, нигериец, имеющий канадское гражданство, сумел быстро адаптироваться к системе главного тренера Богичевича и начать приносить пользу. Уже в октябре Агада вошёл в историю Единой лиги, став обладателем 10-го трипл-дабла за всю историю турнира. Тогда он набрал 19 очков, собрал 10 подборов и отдал 15 передач в игре с «Астаной», что позволило ему впоследствии быть номинированным на звание «Лучший перформанс сезона».
С тех пор Калеба неоднократно включали в символическую пятёрку тура, он установил рекорд Лиги ВТБ по количеству перехватов (9) и показателю эффективности (47) за один матч, оформировал восемь дабл-даблов, а в апреле был назван самым ценным игроком месяца в турнире. Несмотря на значительные потери, по итогам сезона Агада также занял второе место в лиге по среднему количеству результативных передач (5,7). Таким образом, Калеб внес существенный вклад в выход «Автодора» в плей-офф и порадовал болельщиков зрелищным баскетболом. Неприятно, что по окончании сезона он покинул команду — следующим этапом в карьере Агады стал переезд в Ливию.
Что разочаровало
Для «Автодора» главным ударом стало разочарование, возникшее до старта сезона, когда выяснилось, что в команду не прибудут два иностранных новичка. Речь идет о чемпионах НБА Куинндери Уизерспун и воспитанник «Барселоны» Марк Гарсия. Между ними и клубом уже существовали договорённости, и в руководстве ожидали прибытия спортсменов в Россию. Однако в последний момент всё сорвалось. Говоря о причинах произошедшего, президент клуба Олег Родионов рассказывал: «Уизерспун уже прилетел в Турцию, но в последний момент передумал и перестал выходить с нами на связь. Испанский форвард Марк Гарсия поставил подпись под контрактом, однако после атаки беспилотника также отказался приезжать в Саратов».
Вокруг Уизерспуна тогда развернулся громкий скандал. По неподтвержденным данным, его отсутствие стоило «Автодору» 31 млн рублей. Однако эта информация была опровергнута. Перед отъездом в Китай игрок согласовал с саратовским клубом расторжение контракта, что обязывало его выплатить компенсацию другой стороне. В чемпионате Китая Куинндери показал впечатляющие результаты: 27,4 очка, 6,5 подбора и 7,6 передачи. Он выступал за «Циндао», где его одноклубником был Джордан Мики — чемпион, лучший защитник и самый ценный игрок плей-офф Единой лиги в составе «Зенита».
Лучшая история сезона
Когда Керем Кантер приходил в «Автодор» на замену травмированному Артёму Клименко, его контракт был рассчитан всего на месяц. Но за этот месяц турецкий «большой» так проявил себя, что в итоге соглашение было продлено до конца сезона. Он приезжал в Саратов как брат Энеса Кантера-Фридома, а раскрылся как один из самых интересных персонажей сезона. Начнём с того, что Керем стал вторым турецким игроком в турнире и первым — в истории российских команд.
В дальнейшем этот позитивный игрок также стал первым представителем Турции, принявшим участие в Матче звёзд Единой лиги. К моменту завершения сезона Кантер возглавил список игроков «Автодора» по очкам (12,9) и подборам (6,1), оформил четыре дабл-дабла, показал свой лучший результат в карьере по набранным очкам (32 против «Енисея») и, самое главное, завоевал любовь местных поклонников. Пока не ясно, продолжит ли он выступать за «Автодор» в следующем году — однако, в случае положительного решения, это станет прекрасной историей о прогрессе Кантера-младшего.
Как стать лучше
В сезоне 2024/2025 «Автодор» сделал акцент на легионерах. К сожалению, в Единой лиге наблюдается тенденция к быстрой смене иностранных игроков, особенно в клубах, не входящих в число сильнейших. Из Саратова уже покинули Калеб Агада и Джамал Джонс, а из продлений пока есть только Душан Беслач — это, конечно, отличная новость, так как именно он был одним из самых стабильных игроков «Автодора» в прошедшем сезоне. Однако и среди отечественных игроков организация уже понесла потери: уехал арендованный Егор Сычков, а вместе с ним и капитан и любимчик болельщиков Александр Петенев.
Контракт Миленко Богичевича заключён по схеме «1+1», что, вероятно, обеспечит его дальнейшее пребывание в команде ещё на один год. Сезон 2024/2025 стал первым полноценным для Олега Родионова, занявшего руководящую должность после трагической кончины его отца и многолетнего президента «Автодора» Владимира Родионова. С большим интересом можно было наблюдать за тем, в каком направлении будет развиваться команда под новым управлением. Селекция, включая привлечение иностранных игроков, заслуженно считается одним из ключевых преимуществ «Автодора», несмотря на самый скромный в Лиге ВТБ бюджет – в 2024 году он составлял 233 миллиона рублей. И здесь новое руководство превзошло все ожидания. Надеемся, что в следующем сезоне в Саратове также выступят высококлассные иностранные игроки. В «Автодоре» также есть российские баскетболисты, такие как Дмитрий Халдеев и Виталиюс Пранаускис, демонстрирующие значительный потенциал, но не получающие достаточного количества игрового времени. Таким образом, у клуба имеется несколько вариантов развития событий. Главное – выстроить оптимальное сочетание факторов, и тогда результаты не заставят себя ждать.
Цитата
В ноябре Олег Родионов рассказывал о новой эпохе в истории «Автодора»:
«Сначала возникали значительные трудности. Ни областные органы власти, ни Лига не были уверены, смогу ли я достойно заменить отца на посту руководителя «Автодора». В своё время Евстафьич создал прочный базис баскетбольной структуры, аналогов которой ранее практически не существовало. Мы успешно завершили прошлый чемпионат, провели насыщенную трансферную кампанию и уверенно стартовали в новом сезоне. Нам удалось привлечь интересных спонсоров, мы поддерживаем тесное взаимодействие с министерством спорта Саратовской области. Все отмечают конкурентоспособный и амбициозный «Автодор», продолжающий курс, намеченный ВЕРом. Я удовлетворен результатами работы, проделанной за это время. В некоторых ситуациях я действительно ощущаю нехватку отцовского опыта и советов. Безусловно, было бы любопытно узнать, что сейчас сказал бы Евстафьич о нынешнем «Автодоре». Ведь папа всегда критически оценивал чужие взгляды и придерживался мнения, что только он способен принимать верные решения. Возможно, в отличие от почетного президента клуба, мне не хватает профессионального опыта игры в баскетбол. Но я стремился оптимизировать рабочий процесс и создать команду, разделяющую мои взгляды. Без совместных усилий невозможно достичь успеха и эффективности».