
В скором времени сборная России проведет товарищеский матч с командой Замбии. С ней связана одна из крупнейших авиакатастроф в истории мирового футбола. Самолет традиционно считается самым надежным и безопасным средством передвижения, но это актуально в нашу эпоху детальных проверок, практически полного исключения человеческого фактора и мер предосторожности. В прошлом не всегда соблюдались столь строгие требования безопасности, и случались трагедии из-за неисправностей воздушного судна или ошибок экипажа.
Все помнят о страшных авиакатастрофах, которые случились с представителями мира спорта: трагедию в Мюнхене, крушение самолёта бразильского клуба «Шапекоэнсе», катастрофу с хоккейным клубом «Локомотив». В истории были и другие подобные случаи — гибель футболистов «Торино» в 1949-м году, данийской сборной в 1960-м, игроков «Пахтакора» в 1979-м.
В этот список следует добавить трагедию, которую помнят нечасто: авиакатастрофу 1993 года, унесшую жизни 30 человек, среди которых 18 футболистов сборной Замбии.
Что случилось?
Федерация футбола Замбии столкнулась с ограниченными возможностями — к 1993 году финансирование сократили, несмотря на достижения команды. В 1988-м команда вышла в четвертьфинал Олимпиады, в 1990-м завоевала бронзу на Кубке африканских наций, а через два года остановилась на стадии четвертьфинала.
Команда выступала успешно, одерживая победы, хотя организация перелётов федерацией представляла огромные трудности. В целях экономии средств обратились к военно-воздушным силам страны — военные добровольно предоставили национальной команде двухмоторный самолёт канадского производства. 25 апреля 1993 года Замбия разгромила сборную Маврикия в рамках отбора, а уже через пять дней должна была сыграть с Сенегалом на его территории.
Самолет был предназначен не для дальних перелетов, поэтому до столицы Сенегала предусмотрено много остановок. Команда сначала переночевала дома в Лусаке, а затем снова отправилась в путь. Первая остановка была в Браззавиле, Конго — самолет вылетел с большой задержкой из-за отказа принимающей стороны в стране принимать замбийскую сборную.
После первой остановки самолет прошел осмотр, который показал ряд недостатков. Механики предупреждали, что машина может не выдержать перелет. Несмотря на это, самолет благополучно долетел до второй остановки — аэропорта в Либревиле, Габон. Там воздушное судно снова было осмотрено — после катастрофы министр транспорта страны утверждал, что машина прошла все необходимые проверки.
После дозаправки и вылета из Габона произошла катастрофа. Через несколько минут после взлета левый двигатель самолёта загорелся. После этого капитан отключил рабочий правый двигатель. По результатам расследования, датчики могли быть неисправны или показывать неверную информацию, что затрудняло определение неисправного двигателя.
После остановки работы второго двигателя самолет начал стремительно снижаться и разбился в Атлантическом океане в 500 метрах от берега Габона. Все пассажиры и экипаж, насчитывающий 30 человек, погибли.
Разоблачение причин случившегося заняло много лет — только в 2003 году представили отчет о обстоятельствах катастрофы. Среди причин указаны отказ двигателя, неисправность электрооборудования и усталость экипажа, что привело к ошибке пилота. Тем не менее близкие погибших остались недовольны — до сих пор пытаются добиться тщательного и справедливого расследования.
Расследование затянулось из-за напряжённых отношений между Замбией и Габоном, ухудшившихся после авиакатастрофы. В народе распространились теории о том, что самолет сбили ВВС Габона, а «очевидцы» утверждали, что видели взрыв. Кроме того, военный самолет не имел чёрного ящика, поэтому разговоры экипажа не записывались. Понять, что происходило в кабине пилотов, теперь невозможно.

Обновление сборной
Сборную создали заново. Замбийской федерации футбола поступало предложение о помощи со всего мира, и команда отправилась на сборы в Данию для нескольких матчей с местными клубами из низших лиг. Футболист Калуша Бвалия, который по случайному стечению обстоятельств не был в самолете, позже рассказывал, что видел почти всех партнеров по сборной впервые.
В 1994 году Замбия впервые получила возможность принять участие в чемпионате мира. В финальном матче квалификации против Марокко ничья устраивала бы сборную Замбии. Однако победу одержали марокканцы, а судья Жан-Фидель Дирамба из Габона стал объектом обвинений.
В 1994 году замбийцы добились успеха на Кубке африканских наций: обновленная команда вышла в финал, где уступила Нигерии со счетом 1:2. Спустя много лет, в 2012-м сборная Замбии завоевала этот турнир.
Слова замбийских игроков
Чарли Мусонду на тот роковой рейс не пригласили. Возможно, вы слышали имя его сына — Чарли-младшего давно выступал за юношескую команду «Челси» и белорусские юношеские команды.
В 1993 году Чарли-старший восстанавливался от травмы колена. Врач рекомендовали повременить с возвращением на поле и дождаться полного выздоровления. В 2022 году футболист рассказал, что его спас директор «Андерлехта» Мишель Вершурен.
«Ты избавил меня от необходимости уйти, приняв трудное решение остаться», — говорил Чарли Мусонда-старший.
Отец был зол из-за того, что его не допустили до игры. Через два дня самолет разбился. Если бы в тот день он летел, меня бы сейчас не существовало, — размышляет Чарли Мусонда-младший.
На тот же рейс не попал Калуша Бвалия, игравший тогда в голландском ПСВ. Как легионер, Бвалия должен был самостоятельно добраться до Сенегала и планировал следовать другим маршрутом.
Приехав в Замбию, каждый раз, когда меня замечали люди, начинали плакать. В субботу самолет улетел в Габон, откуда привез тела погибших. Когда самолет сел в аэропорту, только тогда я понял, что больше никогда не увижу ребят, — рассказывал Калуша Бвалия.
«Не осознавал случившегося», — делится Фримен Чабала, сын вратаря сборной Замбии Дэвида Чабала. — «Спрашивал о причинах, но получал только: «папа не вернется». Не понимал, почему отец внезапно решил не возвращаться домой. С этим было очень тяжело долгое время».
Бвалия Калуша упоминал, что футболисты сборной Замбии долгое время жаловались на состояние самолёта, которым их доставляли на игры.
«Парни говорили: «Этот самолет нас убьет», — рассказывал он. Федерация не имела средств на чартерные рейсы, поэтому дешевле всего было взять самолет у военных. Когда оглядываешься назад и видишь только новые лица, а не тех, которых ты наблюдал последние 10 лет, ощущаешь тяжелое чувство. Но стоит отдать должное тем, кто заменил наших погибших».