Опрос, посвященный определению популярности футбольных клубов «Зенит» и «Спартак». нам это требуется снова. Исследования на эту тему ведутся уже около 15 лет. Например, ВЦИОМ регулярно предоставляет результаты своей аналитики, согласно которым жители Санкт-Петербурга стабильно занимают первое место в России. Доля голосов, поданных за цвета российского флага, варьируется, однако лидерство остается за ними.
Действительно, я спросил у людей, которые мне близки, и они утверждают, что им никогда не задавали подобный вопрос. И мне тоже. Поэтому перейдем к другим вопросам. Что значит быть более популярным, чем другие? И каким образом это можно определить?
В поисковой системе, если ввести запрос «самый популярный человек в мире», то в качестве результата появляется Криштиану Роналду. Определение популярности в данном случае — количество подписчиков в социальных сетях. Неясно, можно ли рассматривать это как показатель популярности в футболе в целом. Если это действительно так, то речь идет о медиафутболе. В противном случае, зачем клубам нужны социальные сети?
Сосредоточение исключительно на продвижении своей команды в данном сегменте кажется необоснованным. Однако популярность и медиапоказатели тесно связаны между собой. Иногда популярность ошибочно принимают за влияние, хотя это разные понятия.
Назвать самого популярного футболиста страны не составляет труда. Артем Дзюба уже продолжительное время занимает первое место, даже несмотря на то, что находится вдали от своих прежних ведущих клубов, «Зенита» и «Спартака». Но вот насчет клуба…
Опять же, «Яндекс» нам в помощь.
«наибольшей популярностью среди российских футбольных клубов в социальных сетях пользуются «Зенит», «Спартак» и ЦСКА. Только «Зенит» из российских клубов вошел в мировой рейтинг. По числу подписчиков в социальных сетях, включая зарубежных, «Зенит» занимает 68-ю позицию в мировом масштабе и 8-ю позицию среди клубов, не входящих в топ-5 европейских лиг.
- «Зенит»:
Клуб занимает первое место по числу подписчиков в социальных сетях и является единственным российским представителем в мировом рейтинге.
- «Спартак»:
В Telegram наблюдается существенный прирост аудитории, превосходящий показатели «Зенита» по количеству подписчиков в этой социальной сети. Также клуб занимает первое место по числу лайков и репостов во «ВКонтакте».
- ЦСКА:
Показал заметный рост в социальных сетях, в частности, увеличил число подписчиков, и выделяется как эффективный специалист в медиа.
Также учитывается объем поисковых запросов в интернете, содержащих упоминания клуба. Однако в открытых источниках имеются данные «Яндекса» только за период с 2015 по 2017 год, когда «Спартак» демонстрировал пик популярности. За ним следовали ЦСКА и «Зенит». В заключительной части справки приводится любопытная формулировка: «Другие клубы РПЛ лидируют по количеству поисковых запросов в своих регионах».
Интересно, что раньше главным показателем популярности команды считалось внимание к ней на национальном уровне. Однако уже около десяти лет назад ситуация начала меняться: регионы стали уделять приоритетное внимание своим собственным делам, а затем интересоваться остальными событиями. В последнем чемпионате СССР в высшей лиге было всего пять команд из РСФСР: ЦСКА, «Спартак», «Торпедо», «Динамо» и «Зенит». Тогда в других городах часто поддерживали свои команды, выступающие на более низком уровне, и за представителей элиты — поскольку без эмоциональной вовлеченности футбол казался неполноценным. В то время «Спартак» и киевское «Динамо» были наиболее популярными клубами в Советском Союзе. Однако спустя 10-15 лет после его распада эта тенденция, по всей видимости, сошла на нет.
Еще один критерий — посещаемость.
««Зенит» значительно опережает соперников. Безусловно, вместимость «Газпром Арены» превосходит показатели других стадионов, однако посещаемость – почти 53 тысячи зрителей в среднем против 26 тысяч у «Спартака» – а также первое место по количеству болельщиков на выездных играх (по информации РПЛ) – говорят сами за себя.
Эти данные представляют собой некий факт. Однако в опросе «СЭ» появится дополнительная группа избирателей — те, кто будет голосовать не за, а против конкретного кандидата. Предположим, что условно лояльные сторонники проголосуют за оба клуба примерно в равной степени, а остальные демонстративно отдадут свои голоса «Зениту» или «Спартаку», выражая неприязнь к одному из них, что несколько снижает «чистоту» эксперимента. Неприязнь в футболе – это также показатель значимости. Люди безразличны к слабым командам, а сильные вызывают раздражение.
В любом случае, этот опрос необходим, и я повторюсь. Важно не столько согласие или несогласие с результатами, сколько само их получение. Ведь вся спортивная индустрия зиждется на соперничестве, и чем оно интенсивнее, тем выше интерес к ней.
Приближается 16 августа – день матча «Спартак» и «Зенит». Как раз накануне «СЭ» подведет итоги голосования.
Спартак
17:30
Зенит